Сцены из супружеской жизни: рецензия на четвертый сезон сериала «Корона»

30-11-2020 00:36 | Kilyakov.Ivan | Рубрика: Рецензии
В 2016 году на стриминговом сервисе Netflix появился сериал «Корона». Шоу с довольно безличным названием рассказывало о правлении королевы Великобритании Елизаветы II. Хроника ее нахождения на троне должна занять 6 сезонов. «Корона» — самый популярный за рубежом английский сериал. В достоинствах и недостатках новой части одного из наиболее дорогих и совершенных шоу современности разбираемся в рецензии.

В двух первых сезонах Елизавету II играла Клэр Фой, получившая за эту роль «Золотой глобус». Её мужа, принца Филиппа, воплотил Мэтт Смит («Доктор Кто»), чей образ вышел спорным, но интересным. Ванесса Кирби сыграла сестру монарха — Маргарет. Необычность Сериала в том, что каждые два сезона проводится рекаст, поэтому в третьем и четвертом главные роли достались другим, не менее достойным актерам. Королевскую чету сыграли Оливия Коулман («Золотой глобус» за эту роль) и Тобайас Мензис (номинация на «Золотой глобус»). Экранной сестрой Елизаветы стала Хелена Бонем Картер (также номинация на «Глобус»), выступившая в одной из своих лучших ролей за последнее время. Помимо них к касту четвертого сезона присоединилась Джиллиан Андерсон, отлично сыгравшая Маргарет Тетчер. Джош О'Коннор и Эмма Коррин воплотили принца Чарльза и принцессу Диану. Актёры крайне похожи на своих прототипов, и их игру можно назвать очень достойной.

Сцены из супружеской жизни: рецензия на четвертый сезон сериала «Корона»


Четвертый сезон посвящен одному из самых известных периодов британской истории ХХ века: пост премьер-министра занимается Маргарет Тетчер; принц Чарльз наконец-то женится, хотя и не по любви. И женится не на ком-то, а на Диане Спенсер, которая станет одной из самых популярных персон своего времени. Параллельно их личной трагедии проходят Фолклендская война и внутренние кризисы. На фоне всего этого история непосредственно королевы немного меркнет, хотя остается самой драматургически удачной.

Главное достоинство четвертого сезона «Короны» — прекрасная режиссура. Постановщики сериала неизменно держат его на высочайшем для телевидения уровне. А в последних двух частях все более активно и виртуозно применяют визуальные метафоры. С точки зрения режиссуры лучшими эпизодами можно назвать второй Пола Уиттингтона и седьмой Джессики Хоббс. Немного выбивается стиль Джулиана Джарольда, единственного постановщика, вводящего в повествование определенную комичность. Самый смешной момент сезона расположился как раз в снятой им восьмой серии: Маргарет Тетчер отказывается подписывать постановление Содружества наций о введении санкций против правительства апартеида в ЮАР. И с каждой новой редакцией документа над ней нависает все больше министров-членов Содружества, бегающих между королевой и премьером Британии.



Ключевым достоинством и одновременно недостатком сериала является сценарий «Короны», которым неизменно занимается Питер Морган. Автор все также филигранно прописывает диалоги: некоторые беседы Елизаветы II и Тетчер, принца Филиппа и Дианы, королевы и её дочери Анны действительно великолепны. Румынский режиссер Кристи Пую как-то сказал, что в его картинах молчание — это действие, а диалоги — это экшен. То же применимо и к «Короне», в которой разговорные сцены приковывают к экрану. Но иногда важнее не то, что было сказано, а то, о чем умолчали. И эту грань Питер Морган во многих сценах теряет.

Речь идет более всего о линии принца и принцессы Уэльских. Некоторые их диалоги достойны не многомиллионного бюджета и «Золотого глобуса», а обложки журнала StarHit. Многие упрекают показанные отношения Дианы и Чарльза в несоответствии истории, что обычно мне не очень близко. Художественное высказывание не должно строго следовать фактам. Я искренне люблю и «Марию-Антуанетту» Софии Копполы и «Фаворитку» Йоргоса Лантимоса, хотя к пресловутой исторической правде они имеют весьма косвенное отношение. Но в данном случае, показанные ситуации помимо существенных фактических искажений не очень сильны драматургически.



Чарльз весь сезон ходит и жалуется на жизнь, а Диана, чей образ во втором эпизоде был приятно неоднозначен, к последней серии превращается в освященный памятник самой себе, жертвенной и обиженной. Если вначале было показано, что и она ведь полюбила в Чарльзе не столько человека, сколько наследника престола, то в конце мы видим лишь брошенную эгоистами мечтательницу. Нарисовав эту сложную и неоднозначную историю чёрно-белыми красками, «Корона» отказалась от того, за что её многие ценили. Сериал показывал спорные, неприятные события, не выводя их за кадр, но и не смакуя подробности с рвением бульварного чтива. Искусство изображения полутонов и неоднозначные герои, данные в развитии, — вот то, чем привлекала, казалось бы, очередная историческая драма от стримингового гиганта.

Сюжет четвертого сезона охватывает весь период премьерства Тетчер, изображенной немного карикатурно. В третьей части сериала главой правительства был лейборист Гарольд Вильсон, добрый и честный человек. Его взаимоотношения с королевой были одним из самых теплых моментов сериала, но при нем возросла роль профсоюзов и социальных льгот. Со всем этим стала бороться Маргарет Тетчер, выступавшая против государственного вмешательства в жизнь общества — нет никакого государства, только семьи и их нужды. С Тетчер не согласился бы Аристотель, воспротивилась и королева Елизавета. Она, воспитанная в идеалах долга власти перед народом, неожиданно столкнулась с совершенно иной философией дочери бакалейщика. При том, что у политики консервативного премьера были и свои плюсы, и большие достижения, сериал оставляет их скорее за кадром. Правда, победа в Фолклендской войне изображена не без государственного пафоса. Вся линия отношений Елизаветы II и Маргарет Тетчер показывается в плоскости конфликта, но в финале сезона обретает неожиданно счастливое завершение.



Отношения Дианы и Чарльза показаны с их знакомства до распада несчастливого брака. Кажется, что в этой истории нет виноватых: принц женится не по любви — его сердце отдано Камилле Паркер-Боулз, а Спенсер слишком юна и наивна. Она искренне верит, что входит в правящую семью из прекрасной сказки. Ждёт её семейка Адамс.

Лучшей серией сезона четвертого сезона стала вторая. В ней показано знакомство Дианы с семьей Чарльза. Она проходит испытание Балморалом: деревенская жизнь, веселые игры и охота. Охота на оленя в этом эпизоде стала одним из лучших символов в сериале. С одной стороны, это королевское животное в средневековой культуре. В недавней «Игре престолов» символом правящего дома Баратеонов тоже был олень, эта сага довольно прочно укоренена в западной мифологии. В античной традиции с охотой на это животное был связан один из самых трагических эпизодов: охотник Актеон увидел купание богини Артемиды и её нимф. Но так близко приблизиться к величию для смертного недопустимо. Актеон был превращен в оленя и убит. Так и Диана, приблизившись к монархии, воплощенному абсолюту, из амбициозной девушки стала жертвой. Не какого-то охотника, но, в некотором смысле, античного рока.



Но охота на оленя, это и одна из моделей в теории игр. Политическая абстракция, в которой условным охотникам нужно объединиться, чтобы получить наибольший куш. Если же каждый будет действовать один, то и добыча будет меньше, и, например, разделать ее будет невозможно: сложно одному справиться с оленем. Если же люди будут действовать вместе, то хотя каждый получит лишь часть, но это будет лучший из возможных исходов. В политике так описываются однопартийные режимы. «Корона» показывает через эту модель сущность королевской семьи: ты или входишь в неё, или проигрываешь.

Эта мысль красноречиво выражена в одном из диалогов за общим столом, когда королева-мать говорит: она научится, станет одной из нас. «А если нет?» — спрашивает Елизавета. «Сломается» — спокойно отвечает Маргарет. Эта надломленность — один из лейтмотивов существования монаршей семьи, показанной в сериале. Они бы и рады жить иначе, но корона не дает.



Невозможность жить счастливо, входя в монаршую семью — мысль важная для сериала. Все ее члены внутренне надломлены: амбициозный принц Филипп всегда остается вторым, гордая Маргарет вечно неправа, а наследник Чарльз вовсе не любимый первенец. Он слишком мечтателен, чтобы быть прагматичным, но и слишком умен, чтобы верить в великий долг. А сама Елизавета, будучи великой королевой, тоже несчастна. Она, увы, не стала ни хорошей матерью для детей, которых не понимает, ни действующим политиком. Трагедия идеального суверена Елизаветы в том, что она понимает — трон будет стоять и без нее. В средневековой традиции у короля два тела — физическое и метафизическое. Сколько бы носителей короны не сменилось, сама идея суверена не меняется. В сериале это выражено через рекаст каждые два сезона — кто бы ни играл королеву, она остаётся таковой. Тела меняются, но сущность сохраняется неизменной. В этом величие монархии и в этом же трагедия монарха как личности.



Четвертый сезон вышел неоднозначным, но очень интересным. Действие в нем довольно неровное, и иногда линии повествования обрываются и начинаются вновь не в самый удачный момент. Но «Корона» всё ещё один из лучших сериалов современности, в котором глубокий символизм не заслоняет захватывающий сюжет, а история страны и монархии предстаёт как трагедия одной семьи. Притом, в Англии схожие мотивы мы видели не раз (меланхоличная «Сага о Форсайтах»), но ведь каждая семья несчастлива по-своему, а потому темы и вопросы «Короны» не устаревают.
Просмотров: 979 | Комментариев: 0
Уважаемые пользователи нашего сайта! Просим вас соблюдать правила хорошего тона, когда оставляете свои комментарии. Бесполезные и содержащие нецензурную лексику сообщения будут удалены. Пользователи, повторно нарушившие правила, - заблокированы.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Лучшие фильмы
Быть в курсе