«Мандалорец» как классический вестерн: подборка картин, повлиявших на стиль сериала

20-11-2020 | Kilyakov.Ivan | Рубрика: Из мира кино
Текст: Киляков Иван


Недавно на стриминговом сервисе Disney+ стартовал показ второго сезона сериала «Мандалорец». Действие шоу разворачивается во вселенной «Звездных войн» и расширяет мир эпопеи, все девять основных эпизодов которой посвящены истории семьи Скайуокеров. Эстетика саги, уходившая корнями скорее в фантастику, в «Мандалорце» обращается к принципиально другим стилям. Повествование делает серьезный крен в сторону классического вестерна. Истокам такого поворота и посвящена наша подборка.

«Мандалорец» как классический вестерн: подборка картин, повлиявших на стиль сериала


«Звездные войны» жанрово балансируют между красивым мифом и семейной сагой, периодически уходя и вовсе в политическую метафору. Но описываемые события всегда носят отпечаток величественности: размах повествования таков, что если принцесса соврет на пытке, то ее планету уничтожат. И это, заметьте, самое начало истории. Создатели «Мандалорца» делают неожиданный ход и оставляют все перипетии основного сюжета за кадром, концентрируясь на странствиях одинокого охотника за головами, пытающегося выжить где-то на окраинах мироздания.

Главный герой — представитель полузабытого народа мандалорцев. Когда-то они были великими воинами и почти захватили большинство свободных планет. Но за многовековую историю все изменилось: их родную планету покорили, а религию практически уничтожили. Остатки мандалорских кланов рассеялись по галактике, а их представителей узнают только по характерной броне из особого сплава. Герой соглашается на задание, плата за которое — тот самый сплав. Так запускается цепь событий, в ходе которых суровый убийца превратится в заботливого папу (а кто бы не превратился, если в вашей жизни появляется малыш Йода?) и окажется в самых отдаленных частях света, скрываясь там со своим маленьким попутчиком.

Главное достоинство «Мандалорца» — его удивительно воссозданная атмосфера фронтира. В далекой-далекой галактике на наших глазах буквально возрождается Дикий Запад, но туда вплетаются интересные и актуальные проблемы. Они не заслоняют основное повествование, но добавляют ему глубины. Какие же картины повлияли на эстетику «Мандалорца» и сделали его именно таким — простым и по-хорошему старомодным?

«Светлячок» (2002)

Сериал, выходивший в 2002 году и снятый с эфира после пятнадцатой серии, рисковал так и остаться забытым. Однако в какой-то момент у него появилась преданная база поклонников, для которых потом даже был снят полнометражный фильм. В нём оборвавшаяся на полуслове история получила финал и некоторую завершенность.



Шоу повествует о группе межгалактических контрабандистов, путешествующих на корабле класса «Светлячок». Глава экипажа и его помощница — герои войны, только сражались они на проигравшей стороне борцов за независимость. Их команда: веселый пилот, добрая девушка-механик и нелепый садист. В какой-то момент, они берут в попутчики священника, доктора и его немного безумную сестру, что делает жизнь корабля существенно веселее, но и гораздо опаснее. Теперь за ними гоняется мировое правительство и жуткие каннибалы, а на каждой планете не очень удачливых контрабандистов ожидает очередная неприятность.

Формат путешествия на старой развалюхе, которую почему-то называют кораблем, вероятно навеян «Мандалорцу» именно «Светлячком». Оттуда же — довольно теплая для холодных космических пейзажей атмосфера. Экипаж в обоих сериалах становится семьей, и именно отношения героев привлекают зрителя. На корабле оказываются совершенно разные люди, и в другой ситуации они поубивали бы друг друга, но почему-то живут и умирают вместе. «Мандалорцу» вслед за «Светлячком» удается воссоздать мрачное пространство космоса, в котором человеку нужен человек.

«Искатели» (1956)

Вероятно, величайший вестерн из когда-либо снятых. В нем Джон Форд (значительный американский режиссер) рассказывает историю бывшего солдата Конфедератов. Вместе с неопытным ковбоем он разыскивает свою племянницу, попавшую в плен к индейцам. Главный герой, как и в «Светлячке», воевал на проигравшей стороне, и это накладывает отпечаток на повествование: путешествие вглубь фронтира оказывается поиском утраченного смысла жизни.



Уникальный образ Дикого Запада, созданный фильмом, повлиял на весь жанр вестерна и, конечно, на «Мандалорца». Так, сцены переговоров с аборигенами во второй и девятой серии явно наследуют «Искателям». Действие этих эпизодов происходит в пустыне, как и действие в фильме Форда. А пустынный фронтир в вестерне это и песок, мешающий видеть, и кадры героя, скачущего в никуда, и занюханные салуны посреди зияющей прорехи мироздания.

Помимо бросающегося в глаза сходства ландшафта важно и то, что диалог между главным героем и коренными жителями строится как переговоры ковбоя и индейцев. Их конфликт — одна из центральных тем вестерна «Золотого века» (сороковых-шестидесятых годов).

Главный герой «Искателей» в исполнении Джона Уэйна также имеет немало общего с мандалорцем. Оба одинокие стрелки, которые неожиданно для самих себя обретают попутчиков и еще более неожиданно — цель. Они обрекают себя на странствие по фронтиру. Странствие, вероятно, длиною в жизнь. И в нём необратимо меняются.

«Звездные войны: Новая надежда» (1979)

Первый фильм саги, с которого начались «Звездные войны». Простая и наивная картина о юноше с пустынной планеты, который мечтал стать пилотом, но встретил ветерана давно отгремевших войн (тоже, к слову, героя проигравшей стороны) и оказался спасителем галактики. Между встречей персонажей и финалом проходит где-то полтора часа экранного времени. За этот хронометраж герои успевают стать родными, а их цитаты — прочно закрепиться в памяти. Именно в «Новой надежде» впервые прозвучало: «Да, пребудет с тобой сила». «Мандалорец» с его фразами «Таков путь» и «Я всё сказал», в некотором смысле, повторяет успех оригинального фильма.



При масштабе событий «Новой надежды» (а это и уничтожение планеты, и любовь, и прочие неприятности) в картине главным оставалось человеческое. В отличие от пятого (с его философской метафоричностью) и шестого (с революционным пафосом) эпизодов, эта часть во главу угла ставила именно простую историю взросления героя и происходящие с ним изменения. Тот же путь избрали и создатели «Мандалорца». В нём центральным элементом повествования неизменно остается личность протагониста и его путешествие.

«Семь самураев» (1954)

Фильмы Акиры Куросавы оказали серьезное влияние практически на всех западных кинематографистов: от Андрея Кончаловского до Френсиса Форда Копполы. Творчество режиссера изменило не только вестерн, но и, как ни странно, фантастику. Создатель «Звездных войн» Джордж Лукас не скрывал, что при создании саги и, особенно, образов джедаев опирался на картину Куросавы «Три негодяя в крепости».



На «Мандалорце» сильнее всего сказалось влияние «Телохранителя» и «Семи самураев». В первом фильме несложно найти прообраз мандалорцев — ронинов (странствующие самураи). Заимствования из самурайской культуры в сериале довольно серьезные: это и культ оружия, и ношение брони, и особая философия. Таков путь, что тут сказать.

Сюжет «Семи самураев» нашел отражение в пятой серии популярного шоу, в которой мандалорец и его подруга обороняют деревню от набегов мародеров. Врагов существенно больше, но герои обучают селян защищаться и побеждают. Даже испытывают соблазн остаться, но это, конечно, невозможно. Влияние Куросавы на эту серию очевидно и неудивительно: данный сюжет — самый популярный у мастера. По нему же сняли «Великолепную семерку» — один из лучших вестернов XX века.

«Хороший, плохой, злой» (1966)



И снова вестерн. И снова классический. Фильм прекрасного Серджио Леоне с Клинтом Иствудом, символом эпохи. Режиссеру удалось создать мир, в котором хочется жить и от которого одновременно хочется держаться подальше, ведь умереть там выйдет быстрее и проще. Мир, в котором люди делятся на тех, у кого заряжен револьвер, и тех, кто копает. Картина, в которой каждый герой — не более чем образ, но в то же время удивительно человечная.

Мир Леоне соткан из противоречий, добро и зло в нем поменялись местами, а потом поменялись снова. И центральный персонаж этого мира принципиально лишен психологизма. Он не столько человек, сколько воплощение Запада. Его упорно называют Блондинчиком даже при том, что Клинт Иствуд скорее шатен.

Из «Хорошего, плохого, злого» в «Мандалорце» безымянность главного героя на протяжении всего первого сезона. Его постоянно называли мандо, как и персонажа Иствуда — Блондинчиком. Оттуда же некоторые сцены дуэли, в частности, несостоявшийся поединок в девятой серии.



Картина Леоне — своего рода ключ к пониманию сериала. Как и в культовом фильме в «Мандалорце» не стоит искать глубинного психологизма, напротив, лучше обратить внимание на галерею архетипов, которую выстраивает шоу. Главный герой с его принципиальной безликостью и безымянностью оказывается доведенным до предела образом Блондинчика, и в этом ключе наблюдать за ним очень интересно. Особенно, когда рядом есть малыш Йода.

Просмотров: 854 | Комментариев: 0
Уважаемые пользователи нашего сайта! Просим вас соблюдать правила хорошего тона, когда оставляете свои комментарии. Бесполезные и содержащие нецензурную лексику сообщения будут удалены. Пользователи, повторно нарушившие правила, - заблокированы.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Лучшие фильмы
Быть в курсе