«Взаперти»: что делать, если мама слетела с катушек?

28-11-2020 19:48 | Deeva.Anastasiya | Рубрика: Рецензии
Текст: Анастасия Деева

Редкий современный зритель сможет вспомнить, в какой момент жанр триллера перестал быть полноценным и превратился в аксессуар для детективов, боевиков, хорроров, черных комедий и драм. С чего началась эра превращения саспенса из самодостаточного приема в приятное, ни к чему не обязывающее дополнение? За этот вопрос должен взяться компетентный киновед, и мы не дерзнем ему в этом помогать. Наше дело – рассказ не о прошлом кино, а о его настоящем.

Настоящее кинематографа приготовило для нас приятный сюрприз, а именно выход нового триллера «Взаперти» со звездой «Американской истории ужасов» в главной роли, Сарой Полсон. Премьера картины состоялась 20 ноября. Злая ирония заключается в том, что именно на это число приходится празднование Всемирного дня ребенка. Киноделы обращаются к популярному приему, согласно которому в определенную дату в прокат должен выйти фильм, представляющий полную противоположность событиям дня в реальной жизни. Спойлер: «Взаперти» наглядно демонстрирует, как ни при каких обстоятельствах нельзя обращаться со своим чадом.

«Взаперти»: что делать, если мама слетела с катушек?

Почему же в одном тексте упоминается чистота жанра триллера и очередной фильм, выпущенный во время пандемии? Дадим ответ сразу: «Взаперти» стало редким подарком для любителей саспенса, потому что картина практически полностью построена на этом эффекте. Тревога, нервозность и испуганные от неожиданности крики – вот что вас ждет во время просмотра.

Творение Аниша Чаганти рассказывает нам о маленькой семье, состоящей только из матери и ребенка. Чересчур заботливая Диана Шерман воспитывает свою 17-летнюю дочь в полнейшей изоляции от внешнего мира, ее контролю подвергается практически каждое действие подростка. Нельзя сказать, что опека женщины беспочвенна, ведь ее чадо приковано к инвалидному креслу. По словам матери, Хлоя больна целым букетом болезней с самого детства. Причина – осложнение, возникшее во время родов. Астма, паралич, диабет, кожные заболевания, – чтобы жить с таким количеством хронических недугов, тинейджеру приходится каждый день есть кучу таблеток и заниматься лечебной гимнастикой. Ни разу не отлучавшись из-под материнского крыла, Хлоя выросла наивной, доброй, любящей и трудолюбивой девушкой. Свое безвременное заключение она воспринимает, как должное и не устраивает скандалов по этому поводу. Несмотря на иллюзорную идиллию в ее с матерью отношениях, в один день героиня замечает одну странность. Это событие настолько взволновала ее, что она начинает подозревать что-то неладное. Ей кажется, что мать ведет себя подозрительно…



После прочтения синопсиса фильма складывается ложное впечатление, что «Взаперти» – очередная женская готика, вроде «Спиральной лестницы», «Ребенка Розмари», «Других» и «Приюта». Спешим возразить, выбранный нами фильм принципиально отличается от своих товарищей по жанру. Если говорить более конкретно, то его выделяет характер сюжетных поворотов. В стандартных современных готических кинокартинах преобладают определенные твисты. Обычно вся интрига основывается на том, что главная героиня не знает, кто хочет ей зла, почему обстановка вокруг нее такая враждебная. Она теряется в своих догадках и начинает метаться из стороны в сторону в поисках какой-нибудь подсказки. Очень часто девушка находит ее случайно: подглядывает за чьими-то действиями, подслушивает чужие разговоры.

«Взаперти» действует по другому сценарию. Мы с первых минут фильма знаем злодея в лицо, понимаем его цели и желания, видим, какими средствами он добивается своих целей. Очень недолго мы обладаем этой информацией в одиночку, Хлоя открывает страшную правду о своей матери на удивление стремительно. Теперь всем очевидно, что Диана Шерман страдает нарциссизмом и делегированным синдромом Мюнхгаузена. Последнее заставляет родителей или опекунов фабриковать симптомы различных заболеваний у ребенка, зачастую нанося вред его здоровью. Задача Хлои не разоблачить мать, а просто сбежать из дома, чтобы избавиться от ее зловредного влияния.

Одним из самых важных качеств хорошего триллера является грамотно набранный темп. Саспенсу вредят слишком затянутые моменты, даже если во время них происходит что-то важное: прощание родных, полемика с главным злодеем, ожидание финальной битвы и т.д. Все сюжетные единицы должны быть четко пропорциональны друг другу, иначе ритм собьется, и все может превратиться в фарс. Аниша Чаганти, снявший удачно выстреливший «Поиск», отлично справился с этой нелегкой задачей. Во время просмотра не хватает воздуха – зритель старается задерживать дыхание вместе с героиней, которая пытается найти способы выбраться из золотой клетки. Одна попытка побега сменяется другой, и каждая становится все более радикальной, чем предыдущая. От звонка по телефону до вливания в свой организм токсичных химикатов – Хлоя испробует все.



Насыщенность картины событиями не означает, что зритель не станет свидетелем разрешения тайны. Это обязательно произойдет, но произойдет неожиданно, ведь сама главная героиня не будет знать, что она не разгадала последний секрет Дианы Шерман.
До выхода фильма зрители высказывались, что не уверены, сможет ли его актерский состав достойно себя проявить. После просмотра вряд ли у кого-то останутся сомнения, что дуэт ветерана Сары Полсон и дебютантки Киры Аллен выступил очень достойно. Аниша Чаганти не промахнулся ни в одной из ролей. В одних только чертах лица Сары Полсон сквозит нотка трагических страданий и нечто демонического. Наиболее известные героини актрисы – именно инфернальные красавицы вроде Милдред Рэтчед («Рэтчед», 2020), Элли Мейфэр-Ричардс («Американская история ужасов: Культ», 2017). Кира Аллен не уступает своей более опытной коллеге, напротив, именно она является в фильме первой скрипкой, в то время как Сара Полсон дает ей повод раскрываться с неожиданных сторон.



Проблема инвалидности раскрыта в фильме не с привычной точки зрения. Мы привыкли видеть в таких персонажах незаслуженно обделенного природой человека, по отношению к которому нужно проявлять жалость. К героине Киры Аллен зритель испытывает эмпатию. В борьбе за себя девушка готова пойти на крайние меры, которые отважится принять не каждый полностью здоровый человек. Подросток не видит в своей особенности преграду, это просто изначальное условие, с которым нужно считаться. Поверите ли вы, что хрупкая девушка с параличом нижних конечностей способна вылезти из окна на крышу, проползти по ней, чтобы проникнуть в комнату своей матери? Поверить придется, ведь Хлоя и не такое может.

Кстати, «Взаперти» стал первым крупным триллером за последние 70 лет, в котором сыграла реальная девушка, которая пользуется креслом-коляской.

Еще одной мишенью съемочной группы становится институт семьи, проблемы которого часто поднимаются в современном кинематографе («Реинкарнация» (2018), «Омен» (2006), «Дитя тьмы» (2009). Актуальность этой темы особенно сильно проявляется в текущих условиях самоизоляции, когда родственники проводят под одной крышей намного больше времени, чем раньше. Видно, что Аниша Чаганти ностальгирует по таким фильмам, как «Мизери» (1990), «Что случилось с Бэби Джейн» (1962), «Кэрри» (1976), «Ма» (2019) и сериалу «Месть Джипси» (2018). Множество раз подчеркивается, что навязчивая опека и гиперзаботливость не являются оправданными действиями для защиты ребенка. Да и большинство родителей в той или иной степени осознают, что делают это не для своих детей, а ради собственного спокойствия. Диана Шерман просто одержима идеей материнства, но дочь для нее не человек, который должен достойно прожить свою жить, а что-то вроде куклы, имитирующей младенца.

При более внимательном анализе «Взаперти» можно заметить старомодность, но в этом нет ничего плохого. Зональные линзы, порой странные зумы, заполнение и без того небольшого пространства кучей деталей, порой прямые отсылки к, например, «Окну во двор» (1954) позволяют режиссеру воссоздать параноидальную атмосферу хичкоковского саспенса в лучшем его проявлении. Клаустрофобия и замкнутость играют создателю фильма на руку, ведь главная героиня большую часть фильма находится в четырех стенах.



«Взаперти» нельзя назвать выдающимся киношедевром, он не тянет на то, чтоб стать новой вехой развития в кинематографическом искусстве. Да Аниша Чаганти и не ставил перед собой подобную задачу, он сконцентрировался на выделении из сегодняшнего микса жанров чистого триллера, такого триллера, который был во всем известном «Психо» (1960). Режиссер не тратит время на объяснение, как Диана Шерман слетела с катушек, с какого момента она начала травить свою дочь таблетками, как сильно переживает из-за этого Хлоя. На выжимание слез нет времени, весь хронометраж занят пресловутым экшеном. Отдельных аплодисментов заслуживает то, что создатели кинокартины воздержались от использования штампа детской травмы, который слишком приелся, чтоб не вызывать раздражения. Хлою в финале показывают как реализовавшуюся и самодостаточную женщину: у нее есть семья, любимая работа, занятия благотворительностью. Да, она не смогла простить мать – возможно, потому что девушка так и не оправилась от долгих лет приема ненужных лекарств.



Отдельным плюсом к карме для «Взаперти» стал отзыв о нем признанного короля ужасов Стивена Кинга. В своем твиттере он дал ему немногословную, но похвальную характеристику: «RUN (Hulu): No extraneous bullshit. Just nerve-splintering terror» («Взаперти» (Hulu): Никакой посторонней ерунды. Просто нервирующий ужас»). Положительный комментарий мастодонта хорроров говорит в пользу просмотра «Взаперти».
Просмотров: 704 | Комментариев: 0
Уважаемые пользователи нашего сайта! Просим вас соблюдать правила хорошего тона, когда оставляете свои комментарии. Бесполезные и содержащие нецензурную лексику сообщения будут удалены. Пользователи, повторно нарушившие правила, - заблокированы.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Лучшие фильмы
Быть в курсе