Кровь машин: кислотный сай-фай о женщинах и искусственном интеллекте

16-07-2020 13:49 | Stanislava.Perenykh | Рубрика: Рецензии
Текст: Мария Мурашова

Феминистская повестка, звучащая в последнее десятилетие все громче, задала тренд на острую критику маскулинности в кино. Если раньше речь шла почти только о драмах, то со временем призывы к пересмотру гендерных ролей в обществе просочились и в другие жанры. И хотя фантастика богата на сильных женский персонажей – Рипли из «Чужого», Сара из «Терминатора» – с девушками-«стервятниками», как их называют во вселенной «Крови машин», их сравнить трудно: в свежей картине Сета Икермана речь идет скорее не о женской мощи, а о символическом женском начале, которое, в итоге, побеждает мужское.

Кровь машин: кислотный сай-фай о женщинах и искусственном интеллекте


«Кровь машин», хоть и является самостоятельным произведением, служит идейным сиквелом клипу французского музыканта Carpenter Brut, снятому тем же Икерманом. Видео, выложенное на Youtube почти четыре года назад, уже содержит большую часть символики, которая затем перекочевала в фильм: перевернутый крест, правильный пятиугольник, мужчины-хозяева техники и женщины-жертвы, с этой техникой вроде как олицетворяемые. Разница разве что в масштабах метафоры: если в клипе женщины были автомобилями, в кино они «подросли» до космических кораблей.

Синопсис картины довольно прост: в постапокалептическом мире, пережившем восстание машин, двое охотников за космическими кораблями: Васкан и Лаго – преследуют Миму – корабль, наделенный искусственным интеллектом, но сталкиваются с группой «стервятниц» во главе с Кори, защищающей космические лайнеры, потому что у них есть душа. Примерно две трети фильма отведено на борьбу Кори с Васканом, а последняя треть – на объединение душ кораблей во что-то, что зрителем интерпретируется как Бог. Откровенно малособытийный сюжет компенсируется кислотным визуальным рядом с эффектом VHS, синтвейв-саундтреком и обилием символики. Всё это плотно упаковано в космооперу с футуристическим дизайном кораблей и оружия. Так что спойлеров, в принципе, можно не бояться, как если бы вы смотрели обычный клип. Кто хороший, кто плохой, и кто из них победит становится ясно с первой минуты.



«Кровь машин» – это фильм-высказывание на тему угнетенных и угнетателей, который можно было бы интерпретировать как обгоняющий время лозунг «роботы тоже чувствуют», если бы не одно «но»: все мужские персонажи отрицательны, все женские – положительны, в том числе и души (они же ИИ) кораблей. Безусловно, отголоски первой темы в фильме слышны, но их перекрывает рёв феминистского посыла, и возможная «робоэтика» в нём утопает.

Фильм поделен на три главы: Мима, Кори и Трейси (так зовут ИИ/душу корабля Васкана и Лаго) – что больше похоже на маркетинговый ход, чем на художественное решение, ведь выходила картина частями. Пролог, как таковой, отсутствует, «Кровь машин» начинается с завязки: Васкан и Лаго прилетели добивать Миму, которая нужна какой-то абстрактной организации с чернокожим главой, знакомым зрителю исключительно по видеосвязи внутри корабля. Сразу раскрываются характеры героев: Васкан – молодой, эгоистичный, жестокий и сексуально озабоченный охотник, он спит с Трейси (как – не показывается), Лаго – пожилой, более уравновешенный механик с больным сердцем. Тут напрашивается параллель с парнем и отцом девушки, которая дальше неоднократно символически выражается. Когда Васкан стреляет в пульт корабля, отвечающий за выход наружу, из детали сочится красноватый дымок – возможная метафора дефлорации. Он грубо обращается как с Трейси, так и с взятой в плен Кори, неоднократно намекая последней на коитус. Лаго же и с Трейси, и с Кори общается учтиво, однако в момент выбора предпочитает Васкана Трейси, от чего сценаристы не оставляют его в живых. Однако делают поблажку: если Васкан в финальных сценах замурован в обломок корабля и обречен на вечные муки, то желтый свет в глазах Лаго дает надежду на более благоприятный посмертный исход – желтый в фильме присутствует в сценах побед над угнетателями и, очевидно, символизирует свободу и очищение. К тому же, глядя на смерть Лаго, Кори чувствует сожаление. Васкана же она убивает хладнокровно и беспощадно.



Помимо фаллических подтекстов – вспомнить хотя бы, как Кори гладит оружие Васкана, вызывая на его лице недвусмысленное выражение сексуального наслаждения – фильм наполнен религиозными аллегориями, направленными на жесткую критику христианства ввиду его патриархальной наклонности. Два повторяющихся символа – перевернутый крест и пентагон, возникающий вокруг умирающей Мимы, затем в комнате, где Кори убивает Васкана, а после – вокруг Бога и на её груди – символизируют отказ от христианства (как минимум, старого патриархального). И если крест Святого Петра – антихристианский символ, давно впитанный кинематографом (тот же Омен или Заклятие), то пентагон не столь однозначен. Он отсылает и к сатанинской пентаграмме, и к разнообразным учениям о гармонии пяти стихий, например, к пифагорейскому: огонь, вода, земля, воздух, и дух. Концовка фильма, в которой души многих кораблей объединяются в одну сущность, отсылает скорее ко второй интерпретации.

Не обходится и без аллегории первородного греха, вина за который перекладывается исключительно на мужчин. На протяжении фильма души, витающие в воздухе топлес, прикрыты перевернутыми крестами. Когда же корабль с чернокожим главой уничтожается армадой объединившихся душ, кресты постепенно тускнеют, пока души не объединяются в Бога, у которого крест вообще отсутствует. Финальная неприкрытость женщины-Бога невольно интерпретируется в духе движения Femen, мол, если бы не мужики, ходили бы как хотели и ничего не боялись. А может быть нагота здесь – символ истинной свободы (от патриархата) и очищения (в том числе и от мужского влияния).



И хотя фильм не лишен обаяния и довольно аутентичного ретро-стиля, он вызывает больше вопросов, чем дает ответов. Что случилось с миром, почему надо охотиться за кораблями, кто все эти люди, что это за организация и зачем надо корабли спасать – на эти вопросы зритель ответа так и не дождется. Конечно, сюжет в «Крови машин» вторичен, но и идейный посыл не лишен противоречий. Странным кажется критика объективации женщин (они как машины для мужчин!), сдобренная огромным количеством обнаженных грудей и поп. Так это политическое высказывание или софт-порно? Не менее запутанным кажется отношение кораблей и их душ, потому как иногда душа вроде как внутри корабля, а иногда весь корабль и есть душа. Видно, большую часть этих моментов создатели будут дорабатывать в следующем фильме или клипе. Пока что получилась весьма притягательная картинка с правильным посылом, но лишенная практически всякой внутренней логики и фабулы как таковой.
Просмотров: 1 238 | Комментариев: 0
Уважаемые пользователи нашего сайта! Просим вас соблюдать правила хорошего тона, когда оставляете свои комментарии. Бесполезные и содержащие нецензурную лексику сообщения будут удалены. Пользователи, повторно нарушившие правила, - заблокированы.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Лучшие фильмы
Быть в курсе