Феминизм по-английски: как «Мисс плохое поведение» репрезентирует движение за права женщин

14-07-2020 13:43 | Maria.Trunova | Рубрика: Рецензии
Текст: Марьяна Селезнева

9 июля состоялась премьера комедийно-драматического фильма «Мисс плохое поведение». Режиссером стала Филиппа Лоутроп. Женские роли исполнили Кира Найтли, Гугу Эмбата-Ро, Джесси Бакли, Лесли Мэнвилл. Картина основана на реальных событиях и повествует о конкурсе «Мисс Мира» 1970 года. Именно тогда впервые за всю историю в конкурсе приняла участие темнокожая конкурсантка, а женщины-активистки в Лондоне создавали клубы и участвовали в протестах против конкурсов красоты, которые противоречили их принципам. Зритель наблюдает за тем, как главная героиня Салли Андерсон и ее новые подруги по движению срывают один из самых престижных конкурсов своего времени.

Феминизм по-английски: как «Мисс плохое поведение» репрезентирует движение за права женщин

Главные сильные стороны картины — метко подобранный каст и мастерски выверенные детали, на которых стоит остановиться подробнее. Две основные проблемы, освещаемые в фильме — сексизм и расизм. В противовес им выдвигаются идеи феминизма, равноправия и интернационализма. Две подтемы, которые явно выделяются на фоне основных проблем — овеществление женщины и пренебрежительное отношение мужчины к женщине. Любой мужчина мог прилюдно оскорбить или унизить девушку, в особенности это касалось телевидения: конкурсантки, участницы интервью, ведущие не считались достойными собеседниками или квалифицированными специалистами. Кроме того, они не могли высказывать свое мнение, не подвергаясь насмешкам, а зачастую их точка зрения игнорировалась. Образ живой куклы или существа, рожденного, чтобы постоянно хорошо выглядеть и угождать мужчине, пропагандировался повсеместно.

Заявленные темы сквозят буквально во всех визуальных аспектах. Останавливаясь на построении кадров, можно провести параллель с фильмами Уэса Андерсона. Отмечается некая «андерсоновская» симметричность и фотографичность: обувь, выстроенная в ряд; одновременно поворачивающие голову молодые люди в приемной; сцены собеседования и интервью: фигура главной героини находится между двумя затылками членов комиссии, а супруги Джулия и Эрик Морли идентичным образом располагаются между фигурами интервьюеров. Мы видим сразу три фигуры Боба Хоупа в отражении зеркала туалетной комнаты, а когда наблюдаем за конкурсантками, которые в одинаковой позе, держа в руках модные журналы, будто ненадолго переносимся в «Гранд Отель Будапешт».


Интересны кадры, где камера сфокусирована не на людях, а на архитектуре и интерьере. Так, во время лекции зрители видят только головы абитуриенток в нижней части экрана, но центральным элементом является скульптура, одиноко возвышающаяся посреди аудитории. Этот комичный момент вызывает невольную улыбку, при этом звучащие за кадром серьезные слова: «Что значит быть женщиной?» контрастируют с картинкой. Внимание привлекает сцена, в которой Салли с опозданием подходит к участницам клуба: девушки располагаются слева в нижней части экрана, камера смотрит снизу на монумент, девушки таким образом выглядят важно и значительно.

Как в обществе того времени, так и в современных реалиях, женщина часто воспринимается как вещь. Эта тема в фильме раскрывается с помощью конкретных визуальных приемов. Мы часто наблюдаем кадры, в которых головы и тела девушек «расставлены» в некие композиции, словно предметы. Интересным решением является монтаж, использованный в сцене первого кастинга, где зрителю сначала показывается обувь и походка конкурсанток, а затем уже их фигуры в полный рост. Кроме того, женщин во время подготовки конкурса называют не по имени, а по названию страны, которую они представляют, и выстраивают в алфавитном порядке, а также поворачивают к публике «обеими сторонами», что сопровождается замечаниями, претендующими на непревзойденное мужское остроумие.


Ключевой является сцена вступительной речи в аудитории, где камера «оглядывает» зал, заостряя внимание на каждой женщине или девушке. Благодаря этому визуальному решению зритель понимает, что с несправедливым отношением сталкиваются абсолютно все женщины. В аудитории присутствуют слушательницы разных возрастов, имеющие различные жизненные позиции: как молодые студентки, так и пожилые леди; как девушки, не желающие заводить детей, так и кормящие грудью матери и беременные женщины. Выделяется из общей массы образ руководительницы движения, которая произносит речь. Ее не примечательная внешность, «некрасивость» нарочито подчеркивается и ставится в противовес дару убеждения и умению вести за собой, благодаря которому к ней примыкают и весьма симпатичные девушки, такие как главная героиня.


Героям-мужчинам отведено особое внимание: общая комичность всех мужских образов подчеркивается на протяжении всего фильма. С начальных кадров создается единый собирательный портрет европейского мужчины средних лет, который постоянно отпускает нелестные комментарии в адрес женщин, овеществляя и дискриминируя их. На одной стороне медали - «мистер Мисс Мира» и создатель конкурса Эрик Морли, который не прочь развлечься с молодыми конкурсантками и своими новыми ассистентками на глазах у жены, на другой - бессменный ведущий шоу, тщеславный комедиант Боб Хоуп, воспринимающий всех женщин исключительно в роли улыбающихся кукол. Интересно, что при этом жена Хоупа — харизматичная и сильная леди, вызывающая симпатию у зрителя. Похожий контраст наблюдается при сравнении образов главной героини, ярой феминистки, и ее матери и дочери: мать Салли, женщина с явно сильным характером, ставящая во главу угла традиционные ценности и имеющая стойкую позицию относительно женского предназначения, а дочь больше интересуют телевизионные передачи, косметика, туфли и наряды. В будущем она, скорее, станет модницей или примерной женой, а не защитницей женских прав. Второстепенные мужские персонажи в фильме либо моложавые и бесхребетные юноши, либо пожилые британцы, приверженцы патриархата. Все они одеты примерно одинаковым образом, носят одинаковые прически и головные уборы и активно используют мимику для выражения эмоций.


Не менее важна в фильме связь с историей. Это подчеркивается с помощью использования кадров из хроники, фотографий и видео в финальных титрах. Кроме того, после сцены завершения суда, меняется темпоральность, и с помощью параллельного монтажа зритель переносится в будущее: на экране показываются крупные планы участниц конкурса и активисток клуба на момент действия фильма, а затем — лица героинь в пожилом возрасте. Эти кадры сопровождаются текстовыми комментариями, из которых зритель узнает о судьбе героинь. Этот прием создает с ними связь и провоцирует на дальнейшее размышления после просмотра фильма. Этой же цели служит и финальный черный экран с комментарием: «Попытки свергнуть патриархат продолжаются».

Фильм может вызвать неоднозначную реакцию: феминисткам может показаться неправдоподобным жизнеутверждающий финал, а зрители-мужчины могут быть разочарованы тем, насколько однобоко показаны мужские персонажи. Тем не менее, фильм изначально не претендует на исключительную достоверность. Скорее, с помощью художественных и классических драматургических приемов зрителя погружают в атмосферу Лондона 70-х и пытаются продемонстрировать ему процесс зарождения женского освободительного движения (англ. Women’s Rights Campaign), а с этой задачей авторы справились вполне успешно.
Просмотров: 612 | Комментариев: 0
Уважаемые пользователи нашего сайта! Просим вас соблюдать правила хорошего тона, когда оставляете свои комментарии. Бесполезные и содержащие нецензурную лексику сообщения будут удалены. Пользователи, повторно нарушившие правила, - заблокированы.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Лучшие фильмы
Быть в курсе