Рецензия на "Суспирию"

02-12-2018 12:30 | denis-egorov | Рубрика: Рецензии
В кино с 29 ноября
Текст: Кирилл Краснов

На экраны вышла “Суспирия” итальянского режиссёра Луки Гуаданьино - ремейк культового джалло, снятого Дарио Ардженто в 1977 году. Действие нового фильма ужасов развивается в 70-е годы в Берлине, куда приезжает молодая американка Сьюзи Бэннион (Дакота Джонсон). Она проходит пробы и попадает в престижную танцевальную труппу Хелены Маркос под руководством мадам Блан (Тильда Суинтон). На Сьюзи возлагаются большие надежды: ей предстоит стать ведущей танцовщицей в балете, однако это далеко не главное её предназначение. У мадам Блан на девушку более грандиозные планы, о которых догадывается разве что местный психотерапевт: одна из его пациенток сошла с ума после длительного пребывания в труппе.

“Суспирия” Гуаданьино не случайно многими называется даже не ремейком, а кавером классического фильма Ардженто. Два фильма не просто различаются по стилистике и темпоритму - они сделаны абсолютно по-разному. О разнице двух картин и пойдёт речь далее.

"Суспирия" - это автономность

Сценарий к новой “Суспирии” Гуаданьино писал вместе с американским автором Дэйвом Кайганичем, с которым режиссёр уже работал над картиной “Большой всплеск” (2015). Стоит напомнить, что “Большой всплеск” тоже являлся ремейком - оригинальная французская картина “Бассейн” Жака Дере была снята в 1969 году. В отличие от “Большого всплеска”, который зрители встретили прохладно, ребут “Суспирии” может похвастаться тёплым приёмом. По крайней мере, на Венецианском фестивале картина никого не оставила в равнодушии. Возможно, в первую очередь из-за того, что Гуаданьино придал своему сюжету исторический фон, который отсутствовал у Ардженто. Если второго интересовало исключительно развитие событий в рамках абстрактного Берлина, то у первого город не просто конкретный, но и “автономный”: он рассказывает собственную историю по ходу действия. Это действительно Берлин времён Холодный войны, в котором ощутима энергия: режиссёр вставляет в сюжет социальный контекст, рассказывая латентную историю леворадикальной террористической группировки “Фракция Красной Армии”.

Удивительно и то, как второстепенная историческая линия рифмуется с основным сюжетом, развивающимся за стенами частного дома, где репетирует балетная труппа. Зачастую два параллельных повествования совпадают, а иногда даже пересекаются, тем самым образуя единую сюжетную канву “Суспирии”.

"Суспирия" - это феминность

Актёрская команда новой “Суспирии” целиком состоит из женщин. Даже престарелого психотерапевта, как выяснилось, играет загримированная Тильда Суинтон. Актрисе работать с Гуаданьино не впервой - пару лет назад она исполняла одну из ролей в уже упомянутом “Большом всплеске”. Однако сама Суинтон признавалась, что о “Суспирии” режиссёр заговорил с ней намного раньше (более 25 лет назад). Поэтому неудивительно, что на одной из центральных ролей мы видим именно Суинтон, неподражаемо играющую холодную, но вместе с тем парадоксально чуткую мадам Блан. В образе умелой наставницы, которая подготавливает к обряду жертву, актриса выглядит пленительно пугающей. Совсем иначе перед нами раскрывается и Дакота Джонсон: её вовсе не узнать в этом фильме после трилогии “Оттенков серого”. Режиссёр сделал из Джонсон героиню совсем иного толка, нежели в “Оттенках”: она любопытна и загадочна, она подчиняет себе повествование, будто сбрасывая несуразно-аморфную мантию. Помимо Суинтон и Джонсон в картине также снимались Миа Гот, Хлоя Грейс Морец, Елена Фокина и ещё около тридцати актрис. Их игра под стать жанру психологического триллера, то есть правдоподобна и в каком-то смысле инфернальна, что никак нельзя представить в джалло Ардженто, где персонажей использовали как бесхозную плоть, которая рано или поздно подвергнется мучениям и всякого рода деформациям.

"Суспирия" - это безжизненность

Для своего фильма Гуаданьино выбрал приглушенные пастельные цвета, преимущественно серой палитры. Они отчётливо контрастируют с ядовитыми красками Ардженто, которые то и дело разливались на его культовое кинополотно. Но помимо цветовой гаммы определённый визуальный ряд в ремейке составляет поразительный по масетрству монтаж Уолтера Фазано, работавшего с режиссёром и над “Назови меня своим именем”, и над более ранними картинами. Пожалуй, самой показательной сценой “созвучных” монтажных склеек Фазано можно назвать макабрический танец Сьюзи: находясь в просторном зале, она вселяется в подсознание другой героини, которая находится в зеркальной комнате. Когда первая производит телодвижения в танце, вторая, не имея над собой ни малейшей власти, начинает повторять танцевальный этюд. Монтажёр тасует кадры из двух комнат и совмещает их в монолитный демонический орнамент.

Суспирия - это встревоженность

Оригинальная “Суспирия” многим запомнилась своей “давящей”, “колющей” музыкой, которая во многом и создавала атмосферу классического джалло. В новой “Суспирии” задача перед композитором стояла несколько иная. Саундтрек написал Том Йорк - участник группы Radiohead. Для Йорка этот проект стал дебютом в полнометражном кино. Музыка в “Суспирии” благодаря Йорку дышит глубоко и тревожно чтобы это понять, достаточно послушать одну из композиций, Suspirium, послужившей самой настоящей визитной карточкой к фильму Гуаданьино.

"Суспирия" - это амбивалентность

Сюжетная логика, всеохватывающее мистическое настроение делает “Суспирию” Гуаданьино до ужаса очаровательной. В ней удаётся совместить минималистскую эстетику и вычурное содержание, колодовские чары и исторические события, Эрос и Танатос, а напоследок оставить мрачное послевкусие.

Просмотров: 853 | Комментариев: 0
Уважаемые пользователи нашего сайта! Просим вас соблюдать правила хорошего тона, когда оставляете свои комментарии. Бесполезные и содержащие нецензурную лексику сообщения будут удалены. Пользователи, повторно нарушившие правила, - заблокированы.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Лучшие фильмы
Быть в курсе