Рецензия на "Человека, который удивил всех"

24-10-2018 18:16 | denis-egorov | Рубрика: Рецензии
В кино с 25 октября
Текст: Кирилл Краснов

Густой сибирский лес разделяет река, по которой размеренно плывёт моторная лодка. Её днище вместе с макушками деревьев зеркально отражаются на гладкой поверхности воды. Вот звуки гудящего двигателя затухают, мы слышим чьё-то ритмичное кряхтение и понимаем, что оказались в мире потустороннем, а, может, где-то на периферии реальности. В лодке сидит егерь Егор, он причаливает к берегу и замечает браконьеров, которые тащат тушу застреленного оленя. Но Егор не даст им уйти из леса с трофеем: при задержании браконьеры окажут сопротивление, но тщетно. Впоследствии Егор окажется в больнице, где ему диагностируют опухоль. Скажут, что жить осталось «месяца два». С этой новостью Егор вернётся домой к беременной жене Наталье, сыну-школьнику Артёму и деду Николаю, который и на улицу уже выходить не может. Новость о скорой кончине егеря быстро расходится по деревне: местные начинают собирать деньги на его лечение в Москве. А как иначе? Уважают. Но доктора бессильны, как и деревенская шаманка со своими обрядами.

Что поможет смирившемуся Егору победить смерть? От неё же не убежишь, её не обманешь, как селезень Жамба из известной сибирской байки, который перекрасился так, чтобы смерть не нашла его средь уток. Или всё-таки обманешь: купишь платье красное, колготки, туфли, косметику и перевоплотишься? Но сколько раз в кино смерть уже пытались обмануть? В поттерианских «Дарах Смерти» от неё скрывались под мантией-невидимкой с камнем воскрешения, в «Седьмой печати» Ингмара Бергмана с ней играли в шахматы, а в «Орфее» Жана Кокто по одноимённому греческому мифу к ней и вовсе спускались в ад. «Человек, который удивил всех» Наташи Меркуловой и Алексея Чупова – кино того же порядка, правда, не по уровню, а по тематике. В нём смерть и человек находятся в смежных пространствах, это две половины одного поля, условно разделённого сеткой или, если угодно, белой линией. И это всегда игра, соперничество, и только один победитель.

На Венецианском фестивале премьера «Человека, который удивил всех» состоялась в программе «Горизонты» – второй по значимости после основного конкурса. Приз за лучшую женскую роль достался Наталье Кудряшовой, исполнившей роль жены главного героя. Это первая венецианская награда подобного рода для российских актёров с 1966 года. Хотя, на самом деле, своей награды достоин и сыгравший Егора Евгений Цыганов, который вторую половину фильма рассекает по деревенским улицам в женском платье и играет жертву изнасилований. Описать Егора как личность, да и как персонажа, непросто: невзрачный и малословный мужчина средних лет обыкновенной наружности. Достаточно. Возможно, через него как через призму авторы пытались показать окружающую действительность – изменчивость поведения знакомых и близких, провинциальные предрассудки или нерушимый порядок жизни. Подобную идею воплотил Иван Твердовский в своей «Зоологии», где рассказывается про женщину, у которой внезапно вырос хвост, и теперь ей приходится всячески его прятать. Однако у Меркуловой и Чупова социальная проблематика не прослеживается, и стоит ли делать вывод, что её нет вообще?

Всё-таки «Человек, который удивил всех» больше похож на сказку для взрослых: вполне закономерный и естественный сюжет обретает здесь мифологическое обрамление, что нисколько не противоречит художественному кино, а только идёт ему на пользу. Загвоздка лишь в том, что неизбежность смерти и отношение к этому в фильме Мекруловой и Чупова более размыто в метафорическом плане, чем, допустим, у Ларса фон Триера в «Меланхолии», где в центре внимания находится аналогичный вопрос принятия смерти. С «Меланхолией» у «Человека…» действительно поначалу есть переклички: Наталья всеми силами цепляется за возможности, тогда как Егор давно смирился со скорой кончиной, прямо как героини Кирстен Данст и Шарлотты Генсбур. Дальше у российской картины продолжается собственная линия, а характеры действующих лиц кардинально меняются: смирение и крамола внутри Егора начинают невообразимым образом уживаться, тогда как к упрямой Наталье прибавляется ещё и ненависть к супругу, который, как она считает, позорит всю семью своим новым видом. В какой-то момент она скажет ему примерно следующее: раз умираешь, так умри по-человечески. Постепенно Егор покинет границы деревни, уйдёт подальше от людей и станет жить в лесу, как изгой, или как монах, пророк или любой другой человек, ощущающий близость божественной силы. Однако бога в фильме нет, словно им забыли заполнить образовавшуюся духовную пустоту. К огорчению публики «Человек, который удивил всех» не имеет духовной ценности, и нравственное, психологическое, интеллектуальное обогащение в фильме практически не находимо.

Притча Чупова и Меркуловой похожа на артхауз, заблудившийся в исканиях собственного предназначения. А впрочем, ищут ли создатели картины ответы на поставленные вопросы или они их уже нашли? Раз нашли, то почему бы не поделиться? Раз ищут, почему бы не спросить открыто? Очевидно, что авторы сценария приключенчески-философского «Салюта-7» про космический полёт к неисправной орбитальной станции и фэнтезийного «Гоголя. Начало» не обошлись и в новой работе без мистического вкрапления. Инкрустированная в историю мистичность – не что иное как детские воспоминания самой Меркуловой сибирской легенды, облачённые в форму притчевого повествования. Не будь легенды, были бы на экране эти люди, эта местность и этот сюжет? Пожалуй, всё было бы, только не в том виде, что заявлено сейчас: в виде иносказательного произведения с намёком одновременно на беспредметное и многозначительное, понятное и необъяснимое.

Просмотров: 1 323 | Комментариев: 0
Уважаемые пользователи нашего сайта! Просим вас соблюдать правила хорошего тона, когда оставляете свои комментарии. Бесполезные и содержащие нецензурную лексику сообщения будут удалены. Пользователи, повторно нарушившие правила, - заблокированы.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Лучшие фильмы
Быть в курсе