Рецензия на «Последний портрет (New British Film Festival 2017)

03-11-2017 23:05 | denis-egorov | Рубрика: Рецензии
Рецензия на «Последний портрет (New British Film Festival 2017) Рецензия на «Последний портрет (New British Film Festival 2017) Рецензия на «Последний портрет (New British Film Festival 2017) Рецензия на «Последний портрет (New British Film Festival 2017) Рецензия на «Последний портрет (New British Film Festival 2017) Рецензия на «Последний портрет (New British Film Festival 2017) Рецензия на «Последний портрет (New British Film Festival 2017) Рецензия на «Последний портрет (New British Film Festival 2017)

С знаменитым швейцарским скульптором и живописцем 20-ого столетия Альберто Джакометти многие знакомы по ряду изваяний, таких как «Указующий человек», проданный пару лет назад на аукционе за 141 млн. долларов, «Большая голова Диего» или «Шагающий человек». Работы Джакометти, отличающиеся неповторимым сюрреалистичным, экспрессионистским, эксцентричным видением, кажется, узнаваемы на весь мир своей пузырящейся фактурой, необычными формами и объёмами. В его рисунках и живописи тоже чувствуется рука скульптора: множество контуров и использование двух контрастных по цвету линий (часто чёрной и белой) преобразуются в такую сетчатую структуру, которая создаёт иллюзию трёхмерности изображения. Обычно перед Джакометти позировали его жена Аннет или брат Диего, но иногда совершенно незнакомые ему люди. Одним из них был и писатель Джеймс Лорд, чей портрет, написанный в 1964 году в парижской мастерской художника, стал для Альберто Джакометти последним.

О том, как живописец создал свою финальную работу, нам повествует небезызвестный артист Стэнли Туччи, в этот раз выступивший в роли режиссёра и автора сценария. Мы встречаем Лорда (Арми Хаммер) и Джакометти (Джеффри Раш) в районе Манпарнас, где художник пробыл почти всю свою жизнь. Джеймс не догадывается, что, придя на первый сеанс живописи, он попадёт в эпицентр душевного расстройства автора, который то ли хочет остановить время, то ли повернуть его вспять. Оттого Джеймс, отложивший бронь на авиабилеты и отель в другой город, вынужден прийти на второй сеанс, третий, четвёртый, пятый… Кажется, им нет конца, а Альберто, утверждающий, что портрет никогда не бывает законченным, как и не бывает достижимо совершенство, изо дня в день меняет очертания лица. «В анфас ты похож на убийцу, а сбоку на безумца. Тебя посадят либо в тюрьму, либо в психушку» — ворчит Альберто и снова берётся за работу.

Дворик и мастерская, где пыль, беспорядок, серость и неприметность выглядят на удивление изящно, будто передают нам ту цветовую палитру, с которой чаще всего взаимодействовал художник. Чёрные и светло-серые тона, наблюдающиеся как на полотнах, так и в скульптурах, во всём своём изобилии представлены на экране в качестве символа повседневности и оторванности от реального мира. Вот почему новые краски, будь то яркое платье жены Джакометти перед походом в оперу или ослепительно красный кабриолет его любовницы, на фоне будничных цветов и в контрасте с ними наполняют кинокартину подлинной жизнерадостностью. Эта редкая сочность красок, просачивающихся в том или ином кадре, придают долю жизни, долю цветения в увядающий процесс существования и созидания. Не случайно Туччи делает акцент на деревьях в некоторых сценах, беря крупным планом их ветви и распустившиеся почки, а Альберто спрашивает у Джеймса во время очередной прогулки: «Хотел бы ты быть деревом?» Идея обновления, перерождения, вечной молодости и, наоборот, её скоротечности красной нитью проходит через байопик Туччи, а подкрепляется эта идея во многом десятками зажжённых и потушенных сигарет, постоянно присутствующих в кадре и символизирующих собой нечто загорающееся, быстро тлеющее и умирающее.

Словно попав в «День Сурка», Джеймс на протяжении нескольких недель ходит к Альберто и терпеливо позирует, пока художник нанесёт на портрет ещё два-три смелых штриха, а потом, чертыхнувшись, замажет половину и начнёт заново. Невольный смех от предсказуемости происходящего, от ожидания того, что случалось вчера и позавчера, заставляет вспомнить недавнюю комедию «Грань будущего», где часть юмора построена на комичных видоизменённых самоповторах. Однако в «Последнем портрете» немаловажную позицию занимает актёрская игра, роль невозмутимого писателя Джеймса Лорда в исполнении голливудской звезды Арми Хаммера («Агенты А.Н.К.Л.», «Перестрелка») и мимически выразительного, экспрессивного, радикального Альберто Джакометти, которого играет австралиец Джеффери Раш («Пираты Карибского моря»). Их комедийный дуэт способен рассмешить даже бессловесно, пантомимически, стоит только одному бросить взгляд или скорчить лицо. Между тем, не забывает режиссёр развивать и мелодраматичную основу произведения, неизбежно показывая дилемму героя Джеффери Раша. Раш, прячущийся за бородой капитана Барбосса в франшизе «Пираты Карибского моря», в действительности весьма тонкий актёр, блестяще демонстрирующий то внутреннее замешательство, душевное разобщение, которое испытывает Альберто, когда на него воздействует выбор между женой Аннет и любовницей-проституткой Кэролин, между семейным покоем и желанием почувствовать себя молодым.

В результате, конечно же, возраст берёт своё, поиски гармонии приводят как к внутренней, так и к внешней безмятежности, а портрет не достигает нужного совершенства. Джеймс забирает полотно, а вместе с ним и терзания Альберто, который, как и все смертные, со временем не молодеет. Добрая сила, излучаемая Альберто Джакометти, не угасала до самого конца его жизни, и именно она ощущается во многих его работах. Эта сила ощущается и в самом фильме, настолько чутком и юмористичном, что он действительно достоин ознакомления. О фестивале "Новое британское кино"

Текст: Кирилл Краснов
Просмотров: 861 | Комментариев: 0
Уважаемые пользователи нашего сайта! Просим вас соблюдать правила хорошего тона, когда оставляете свои комментарии. Бесполезные и содержащие нецензурную лексику сообщения будут удалены. Пользователи, повторно нарушившие правила, - заблокированы.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Лучшие фильмы
Быть в курсе