Болезнь российского общества: рецензия на фильм «Петровы в гриппе»

03-12-2021 14:44 | Darmina.Elena | Рубрика: Рецензии
Болезнь российского общества: рецензия на фильм «Петровы в гриппе»


Сегодня на фестивале «Russian film week» в Лондоне зрители могут посмотреть новый фильм Кирилла Серебренникова «Петровы в гриппе». Премьера сюрреалистического безумия в России состоялась осенью этого года. Художественные приемы режиссера позволяют поставить фильм в один ряд с эстетикой французского авангарда прошлого столетия.

Текст: Елена Дармина

Драма Серебренникова идет более двух часов, на протяжении которых зрителя постоянно перебрасывают из реальности в фантазийный бред. Сюжет фильма довольно прост: все действие крутится вокруг семьи Петровых, где муж (Семен Серзин) работает автослесарем, а жена (Чулпан Хаматова) – библиотекарем. Супруги не живут вместе, но продолжают общение ради воспитания общего сына. Типичная история российской семьи. И казалось бы, существование Петровы влекут самое обычное: ходят на работу, ездят в общественном транспорте, общаются с коллегами. Да вот только жуткий грипп и сильный жар, охвативший все семейство, изменил восприятие мира героев, а с ним и сознание зрителей.



Для понимания многогранного и сложного фильма важно, пожалуй, знать немного подробностей о самом жанре, в котором он снят, – сюрреализме. Он зародился в 1929 году во Франции, и фильмом, открывшим это течение зрителю, стал знаменитый и будоражащий «Андалузский пес» Луиса Бунюэля и Сальвадора Дали. Только если французы в течение 17 минут демонстрировали на экране безумство и фантастичность, то Серебренников смог экранизировать одноименную книгу Алексея Сальникова и растянуть это на два часа.

Для создателей сюрреализма первостепенной была задача отобразить на экране нереальность и сон, не допуская при этом вмешательства логики и рациональности со стороны существующего мира. Каждый волен трактовать увиденное так, как он хочет. Поэтому кадры «Андалузского пса» как будто лишены смысла и наполнены им одновременно. Для Бунюэля и Дали важно было не допускать со своей стороны никаких трактовок – зритель решит для себя сам, что он видит на экране. Немного иначе работает сюрреализм в современном мире. Российский режиссер в своей картине все-таки дает интерпретацию бреду и сновидениям наяву. В отличие от французских кинематографистов он больше запутывает зрителя, смешивая сознательность и помешательство, размывает границы действительности. Серебренников отображает существующий и знакомый мир, но расшатывает его основы таким образом, что зритель, сначала поверивший в реальность происходящего, потом словно теряет почву из-под ног. У смотрящего создается ощущение полного непонимания, а затем уже желание отдаться потоку.

О чем же «Петровы в гриппе»? О современных болезненных российских реалиях, на которые повлияло советское прошлое. И хотя сценарий к картине и сам фильм снимался параллельно пандемии коронавируса, охватившей весь мир, и казалось бы, может отражать состояние всего человечества. Однако симптоматика гриппа, который поразил жителей города, характерна здесь именно для России. Фильм рассказывает о серой и мрачной жизни одной обычной семьи. Настолько простой, что такие же Петровы могут запросто стать Ивановыми, Смирновыми или другими «-овами» в любом провинциальном городе. Поэтому, пожалуй, фамилия такая говорящая в рамках нашей культуры. И по задумке режиссера, эта самая стандартная семья, содержащая в себе характерные российский черты, застряла на границе яви и ужаса. У Серебренникова действительно получился особый русский фильм: с тесными автобусами, с ругающимися и ворчащими пассажирами, с крохотными квартирками, где в дверных проемах висят шторки, с общежитиями советского типа и грозной вахтершей. И, конечно же, российский яркий Новый год, празднование которого как правило затягивается на неделю и сопровождается алкоголем, многочисленными корпоративами и пьяными песнями в хороводе вокруг елки. И как бы ни пестрили отечественные киноленты о сказочной жизни в преддверии новогодних праздников и ни показывали красочные счастливые картинки, – фильм Серебренникова больше всего похож на правду своей мрачной атмосферой и подавленным, вовсе не праздничным настроением (вот так русские встречают Новый год). Он попытался в своей картине показать зацикленность на прошлом и штампы зимнего праздника у русских, сделал попытку оторваться от укоренившихся утренников, которые тянутся в современном мире еще с советских лет. Режиссер вообще называет этот праздник причиной психологической травмы у ребенка, чья жизнь перевернулась из-за встречи с нездоровой Снегурочкой, когда маленький Петров находился в лихорадочном состоянии.



Поэтому болезнь – это уже не просто вирус, вызывающий высокую температуру, кашель и заложенный нос. Это что-то большее, это метафора, поражающая сознание, заставляющая поднимать из глубины души самые злостные и омерзительные тени, пугая при этом самих героев. Грипп освобождает внутренних демонов. И в фильме как будто проявляются эти темные стороны не одного и не двух человек, а буквально всех вокруг. Поэтому в “Петровых” так много жестокости и насилия, совершаемого как главными героями, так и второстепенными. Убийства и избиения – это уже норма жизни в больном социуме, которого то и дело лихорадит. И логичная в этом контексте смерть (труп в катафалке) – это то, что дает возможность перерождения человеку. Умерев однажды и испытав перед этим весь ужас, можно уже не бояться того, будут ли у твоей постели толпиться призраки других людей или нет, как переживал бредивший мальчик Петров.

Серебренников окончательно доводит и без того непросто написанную историю «Петровы в гриппе» до абсурда и гротескности. Режиссер ломает сюжетную линию, вплетая в действие прошлое и настоящее. Особняком стоит черно-белая история попавшей в беду Снегурочки-Марины в исполнении Юлии Пересильд. Ее рассказ встроен в канву и является еще одной точкой зрения на безумие в мире Петровых. Как признавался Кирилл Серебренников в интервью Антону Долину накануне премьеры фильма в России, используя такое изломанное нелинейное повествование и играя с визуальной пластикой, он хотел отойти от свойственной ему литературности. Именно поэтому экранизация книги вышла такой сюрреалистичной и наполненной образами, – Серебренников предлагает мыслить, скорее, метафорично, чем рационально и логично.

«Петровы в гриппе» – картина, где тесно переплетено настоящее и вымышленное. Герои приглашают зрителя прожить безумие, которое, как болезнь, охватило все общество. Ожидание «нового счастья», которое из года в год никак не наступает, втягивает россиян в мрачный «день сурка». Люди пытаются построить более светлую жизнь, цепляясь за старые традиции, но им это не всегда удается. Однако возможность исцеления социума прошлым режиссер не отрицает полностью. И путь к этому, по мнению Кирилла Серебренникова, лежит через осмысление тех самых шаблонов советского прошлого (в фильме он рассматривает это на примере новогоднего праздника), которое явилось причиной множества травм. Подобно тому, как старая забытая таблетка в джинсах Петрова успешно сбивает высокую температуру мальчика (хотя могла и навредить, все ведь знают, что принимать лекарства опасно для жизни по истечении их срока годности), так и проработка травматического опыта, и сознательный взгляд дают возможность построить счастливую жизнь.
Просмотров: 303 | Комментариев: 0
Уважаемые пользователи нашего сайта! Просим вас соблюдать правила хорошего тона, когда оставляете свои комментарии. Бесполезные и содержащие нецензурную лексику сообщения будут удалены. Пользователи, повторно нарушившие правила, - заблокированы.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Лучшие фильмы
Быть в курсе