Вена — столица грез. Рецензия на «Флирт» М. Офюльса

23-11-2021 23:40 | Darmina.Elena | Рубрика: Рецензии
Вена — столица грез. Рецензия на «Флирт» М. Офюльса


Во второй половине ноября в Москве проходит первый международный фестиваль архивного кино. Одним из пунктов программы стал раздел «Киностолица. Вена». В рамках этой рубрики Госфильфонд в партнёрстве с Австрийским культурным форумом подготовил киноленты 30-х и 40-х годов, которые реконструируют коллективную мечту австрийцев того времени и их тоску по имперским временам.

Автор: Елена Дармина

Режиссеры австрийского кинематографа стремились создать мир грёз, который бы противостоял жестокой реальности — австрофашизму. «Флирт» («Liebelei»), вошедший в список участников фестиваля, является образцом фильма, который, выйдя на экраны в мрачном 1933-ем году незадолго до прихода к власти национал-социалистов, боролся с тягостным предчувствием надвигающейся угрозы с помощью юмора, музыки, романтики и красоты. Уже своей первой успешной картиной режиссер Макс Офюльс предложил австрийскому кинематографу обернуться в прошлое, чтобы найти там идентичность, потерянную после Первой мировой войны. Проблема самоопределения очень болезненна для жителей бывшей Австро-Венгерской империи, поэтому режиссер пытался вернуться на десятилетия назад и помочь австрийцам вернуть свое «я». При этом съёмки «венских» пейзажей он проводил совсем не в столице довоенного мира. Как и у других режиссеров, работавших в этом жанре, идеальный город воссоздавался на съемочных площадках Франции или Германии, однако это не давало повода усомниться в его аутентичности.

«Флирт» не только открывает век золотого австрийского кино, но и становится отправной точкой для нового жанра — «венского фильма» («Wiener Film»). Известный лишь в немецкоговорящем регионе Австрии, а если быть точнее, в Вене и ее окрестностях, — этот жанр не внес заметный вклад в развитие мирового кинематографа, однако роль его для жителей Австрии была велика. Для австрийцев, охваченных отчаянием после ужасов Первой мировой войны, он был попыткой бегства в мир иллюзий.



В чем же эта особенность именно «Флирта»? В его магической нереальности, при том, что на экране представлена вполне обыденная история. По современным меркам, это наивная мелодрама, экранизированная по пьесе Артура Шницлера, с бесхитростным сюжетом. Молодой лейтенант Фриц Лобхаймер (Вольфганг Либенайнер) пытается прекратить роман с баронессой Эггерсдорфф (Ольга Чехова), чей муж начинает подозревать об их связи. Совершенно случайно юноша знакомится с очаровательной Кристиной (Магда Шнайдер), и конечно же, между героями возникает вечное глубокое чувство — любовь. Однако прошлые отношения не прошли Лобхаймеру даром, и именно они лишили его возможности быть счастливым.

Главные героини здесь противопоставлены друг другу. И хотя явного сюжетного противоборства между ними нет, это ощущение передаётся в характерах персонажей: демоническая женщина Ольга Чехова, сохранявшая за собой и в других фильмах это амплуа за счет своей яркой внешности, и наивная, «миленькая» девушка Магда Шнайдер. Это противопоставление можно увидеть практически во всех «венских фильмах» — противоборство двух типов, где, конечно же, женщина-вамп испытывает горечь поражения.

Необычайность фильма, пожалуй, состоит в его полной аполитичности: он далек от реалий и не содержит ни единого намека на современный контекст. Фильм как будто снят в прошлом, но не в шатком 1933-ем, а в далекой Австро-Венгерской империи, где люди увлечены миром эмоций и чувств, где есть балы, музыка и традиционный театр. Все это оживает на экране. И если зритель XX века просто окунулся в счастливые годы своей жизни, то зритель XXI получает возможность увидеть, какой яркой и светской была жизнь киностолицы более 100 лет назад.

Австрийское очарование фильму придает также венский диалект артистов Пауля Хербиргера и Луизу Ульрих. Играя второстепенные роли, именно они являются хранителями культа этого заметного акцента, имеющего свои истоки в знаменитом Бургтеатре. Оттуда же тянется и музыкальность фильма. Статичные картинки (не стоит забывать, что звук в кино пришел всего за 6 лет до выхода фильма, а значит, режиссерские возможности тогда были сильно ограничены) озвучены оркестровой торжественной музыкой. Мелодии сопровождают буквально каждое действие героев, выражая их тоску, боль или радость.

В свою очередь, пышные костюмы и роскошные декорации передают богатство того мира. И даже черно-белое изображение не мешает зрителю наслаждаться красотой того времени. Офюльс запечатлел Вену такой, какой она некогда была: утопичной, яркой и беззаботной. Он сохранил ее образ во «Флирте» для поколений и заложил основу «венской моды», не сходившей с австрийских экранов вплоть до конца 40-ых годов.
Просмотров: 303 | Комментариев: 0
Уважаемые пользователи нашего сайта! Просим вас соблюдать правила хорошего тона, когда оставляете свои комментарии. Бесполезные и содержащие нецензурную лексику сообщения будут удалены. Пользователи, повторно нарушившие правила, - заблокированы.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Лучшие фильмы
Быть в курсе