Шепоты и разговоры: рецензия на фильм «Супернова»

17-03-2021 20:36 | Kilyakov.Ivan | Рубрика: Рецензии
Текст: Киляков Иван

12 марта в прокат вышла драма Гарри Маккуина «Супернова», которой уже предрекают номинации, если не на «Оскар», то на «BAFTA». Для режиссера это лишь второй полный метр, но в кадре – ветераны экрана, Стэнли Туччи и всенародно любимый Колин Ферт. О том, что получилось в этой многообещающей драме, а что нет – в нашей рецензии.


Картина Маккуина начинается с долгого кадра звездного неба, безупречно красивого, как и практически весь фильм. Что неудивительно, ведь за съемку отвечал Дик Поуп, постоянный оператор Майкла Ли, другой легенды британского кино. Звезды сменяются руками главного героя – пока ночь отступила, и вечность сменяется частным. Но как мы вскоре узнаем, это ненадолго: Таскер (герой Стэнли Туччи) тяжело болен. У него прогрессирует деменция. И он, и его партнер Сэм (Колин Ферт) всё понимают: лекарств нет, и простые, пока еще доступные радости жизни, совсем скоро сменятся забвением.

Шепоты и разговоры: рецензия на фильм «Супернова»

Важно понимать, что в российских кинотеатрах фильм показывается не полностью. Из него вырезаны три минуты вследствие самоцензуры прокатной компании. Картина лишена сцены, из которой становится очевидно, что Сэм и Таскер – супруги. Внимательный зритель и так это понимает, но такая форма цензуры все равнокажется неприемлемой.

Честная и печальная завязка картины перетекает в достаточно неоднозначный фильм, в котором всё хорошо, но до определенного момента. Действительно, очень красивая картинка, прекрасные актеры и очаровательные локации, после вида которых хочется эмигрировать, – всё это «Супернова», которая безупречна ровно до середины, когда в героев вселяется какой-то нечеловеческий пафос. В эту минуту лично меня посетила определенная тоска об изобретении звукового кино. Как заметила моя подруга – кинокритик точный – фильм напоминает фанфик, притом не первого ряда.


Сюжет «Суперновы», в общем, понятен и страшен одновременно: узнав о диагнозе Таскера, супруги решают вспомнить счастливые моменты своей жизни, отправившись в путешествие, обреченное стать последним. Фильм о быстротечности жизни, о том, как мы оказываемся готовы следовать за мечтой лишь на пороге смерти и, главное, о любви, которая всегда немного на грани конца. Это трогательное и клишированное повествование сопровождается диалогами, без которых фильм можно было бы только похвалить сквозь слёзы грусти за героев.

Проблема картины в том, что автор искренне снимал хорошее кино, но подкачали диалоги. При просмотре «Суперновы» сложно не проникнуться симпатией к Гарри Маккуину, режиссеру и сценаристу. По всему видно, что старался: актеры подобраны отлично, а саундтрек прекрасен: становится даже жаль, что 60-е кончились, а Donovan с «Catch the wind» вряд ли приедет в Россию. И даже такую непростую тему автор раскрывает со знанием дела (Макквин изучал деменцию несколько лет) и необычайной деликатностью. История, в сущности, тоже очень трогательная: любовь на пороге смерти. Герои пытаются пережить будущую утрату, и это лишь отчетливее показывает их чувства. Такой вот проявленный Эрос на фоне Танатоса. Мы видим, как персонажи все чаще задумываются о смерти, и задумываемся о ней тоже. Проблемы возникают, когда мы начинаем о ней слышать. Каждую минуту. Из каждого утюга.

Именно в таком принципиальном стремлении все озвучить и вывести темные стороны души на свет, уложить их на кушетку и дать высказаться, фильм более всего и походит на фанфик. Притом, по довольно неожиданному материалу. В 2012 у одного из самых значительных современных режиссеров, Михаэля Ханеке, вышла картина «Любовь» о пожилой супружеской паре, идиллический быт которой нарушается болезнью жены. Её сыграла великая, в общем-то, Эмманюэль Рива, звезда «Хиросима, любовь моя». Роль мужа исполнил Жан-Луи Трентиньян, которого после «Конформиста» Бертолуччи сложно не помнить и не любить. В этой тихой, абсолютно камерной драме, чьё действие не выходит за границы парижской квартиры, супруги остаются наедине со старостью, смертью, но главное – с любовью. Они не так много говорят, да и зачем – всё уже сказано в движениях персонажей, сценах их совместного быта. «Супернова» тематически наследует этой прекрасной картине и хочет рассказать похожую историю в жизни пусть менее возрастной, но не менее любящей пары. Но там где Ханеке обходился намеками, полутонами, едва различимыми штрихами, Маккуин щадит зрителя и пересказывает ему всё.


В постоянном проговаривании чувств персонажей и кроется главная причина, по которой фильм Маккуина столь противоречив. Устами Колина Ферта глаголет истина – мало кто с этим поспорит со времен «Король говорит», но даже её бывает слишком много. Маниакальное стремление героев возвышенно-пафосным языком приободрить друг друга ввергает в тоску. Поскольку в результате, мы смотрим фильм не совсем о смерти, любви и страхе потери, а об идеях всего этого. О понятии смерти, об идее любви и идее понимания. И эти абстракции в картине не обретают жизни, оказываются лишены какой-то живой чувственности. Потому что даже за чувствами мы наблюдаем через призму определения Оксфордского словаря.

Та же участь ожидает и профессии супругов, которые даны им достаточно стереотипно. Сэм – музыкант, а Таскер – писатель. Конечно, снимать кино про творческих людей интересно, но это мало чего добавляет сюжету, кроме финальной музыкальной партии. Ее бессмысленность хочется простить, поскольку за фортепиано Колин Ферт. Но Ферту я бы все простил, даже если бы итогом поездки героев было бы его участие в слете толкинистов или, страшно сказать, в грушинском фестивале.

Зато источник творческих профессий персонажей вновь понятен. Та же «Любовь» рассказывала о двух учителях музыки, и финальные кадры «Суперновы» – вероятно намеренный оммаж картине. Правда, у Ханеке аналогичная сцена была тоньше: мы видели пожилую учительницу, гениально играющую на пианино, но вот музыка кончилась – её муж выключил проигрыватель. И вместе с музыкой символически обрывается жизнь. На схожий эффект рассчитана сцена в фильме Маккуина, но она кажется лишней – катарсис уже прошел в момент объятий героев.

И Ферт, и Туччи актеры высокого класса, и тем обиднее смотреть на них под гнетущей тяжестью принципиально не реалистичных диалогов. Сцены, где их герои молчат, можно пересчитать по пальцам, но как раз в это время вам меньше всего захочется смотреть на руки. Ведь предоставленные сами себе актеры неожиданно придают героям такую достоверность, что они начинают приковывать к экрану. Сцены касаний, объятий и молчаливого понимания – лучшие в картине. И именно в эти моменты у зрителя появляется шанс насладиться той «тихой драмой», о которой единогласно пишут в аннотациях.


Актерский дуэт Колина Ферта и Стэнли Туччи в их лучшей форме – зрелище в любом случае достойное внимания. Эти, говоря языком «Суперновы», титаны сцены в кадре создают удивительно ощущение взаимопонимания, близости и в то же время – всё растущей отдаленности. Пропасть между их героями становится всё отчетливее, когда количественные различия (счет смешных шуток 2:1 в пользу Туччи) сменяются качественными. Таскер всё дальше отходит от Сэма и от жизни в то же время. Да и можно ли отделить одно от другого – любовь от жизни.

Чувства героев, показанные актерами, в сущности, искупают большинство недостатков картины. И пусть драма не то чтобы тихая, а многие сцены напоминают фанфик – в моменты финальных объятий героев хочется простить большинство недостатков сценария и порадоваться, что назвали всего лишь «Суперновой» – о диалогах в «Гипернове» подумать даже страшно. Простить хочется всех. И проститься.
Просмотров: 961 | Комментариев: 0
Уважаемые пользователи нашего сайта! Просим вас соблюдать правила хорошего тона, когда оставляете свои комментарии. Бесполезные и содержащие нецензурную лексику сообщения будут удалены. Пользователи, повторно нарушившие правила, - заблокированы.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Лучшие фильмы
Быть в курсе