«Эпидемия крэка» — какофония историй о кокаине, коррупции и заговорах

29-01-2021 12:39 | denis-egorov | Рубрика: Рецензии
Текст: Станислава Переных

С 11 января на Netflix

Фильм «Эпидемия крэка», вышедший на стриминг-платформе Netflix 11 января, — это вовсе не попытка рассказать о вреде наркотиков сквозь личные истории бывших наркозависимых. Это скорее не совсем удачная попытка показать, как жила Америка в эпоху крэка 1980-х. Как понятно из оригинального названия («Крэк: кокаин, коррупция и заговоры» — прим.ред.), говорят в этом фильме не только о вреде наркотиков, а еще о роли правительства в распространении крэка, коррупции, расовом и экономическом неравенстве и о многом другом.

Фильм начинается с короткого монолога бывшей зависимой о том, что эту историю нужно рассказать, и с кадров неблагополучных районов Америки: ветхие дома, огромное количество мусора, бездомные и наркоманы, валяющиеся на улицах. Проходит 15 секунд, и ты уже настраиваешься на тяжелый эмоциональный разговор. Но тут гнетущая музыка резко сменяется ритмами хип-хопа 80-х, под которые чередуются кадры с людьми, курящими крэк, полицейскими, устраивающими облавы, окровавленными телами на носилках, тюремными камерами, телевизионными репортажами о вреде наркотиков и президентскими выступлениями с намерением прекратить крэковую зависимость американцев. Выходит такая нарезка из того, что покажут зрителю в следующие полтора часа.

«Эпидемия крэка» — какофония историй о кокаине, коррупции и заговорах

Кадр из документального фильма «Эпидемия крэка»


Сам фильм состоит из 8 разных глав, первая начинается с образов восьмидесятых в Америке: Рональд Рейган обещает избавить США от безработицы и бедности, мелькают кадры переполненных шумных бирж, безумных вечеринок. А в разрез с ними показывают бедные районы, в которых пытаются выжить афроамериканцы, и длинные очереди в центрах по безработице. Закадровый голос рассказывает о наркотике для элиты — кокаине, который недоступен бедным слоям населения. Но наркотики хотели все, так на улицах Лос-Анджелеса появился крэк, который по сравнению с кокаином, стоил очень мало, а чтобы получить от него кайф — требовалось от пяти до пятнадцати секунд. И тут мы слышим истории от бывших дилеров: как молодые парни из бедных старшеклассников в рваных кедах становились миллионерами из-за постоянных продаж наркоты и чувствовали себя королями мира, сидя за рулем новенького BMW или Mercedes, которые до этого себе позволяли только успешные парни с Уолл-стрит. Бывшие наркозависимые с искрами в глазах рассказывают о том, как круто они себя чувствовали, выкурив крэка. Все это, конечно, сопровождается ритмичным хип-хопом: зрителя в этот момент вовсе не пугает крэк — все довольны, все на вершине своих эмоций, мы не слышим от гостей ни одной негативной реплики о веществе.

Потом настроение документального фильма резко меняется — звучат истории несчастных людей, которые отдавали своих детей родственникам, занимались сексом с продавцами за дозу. Истории, как молодые парни-дилеры покупали оружие, чтобы охранять территорию, как они теряли друзей и близких из-за творящегося вокруг насилия, которое последовало за крэком. При этом очень сложно проникнуться хоть чьим-нибудь рассказом: они меняются слишком часто и по ним будто пробежались совсем по поверхности. Спустя полчаса фильма понимаешь, что слушать одно и тоже становится уже откровенно неинтересно.


Кадр из документального фильма «Эпидемия крэка»


Когда в фильме вдруг начинают говорить о том, как полицейские крышевали наркоторговцев, становится увлекательно. Одновременно масштаб крэковой эры и количество замешанных людей в его распространении начинает пугать. Потом линия с коррупцией резко заканчивается и начинается глава «Эпидемия», которая опять возвращает нас к страшным историям. И если первые главы ты замечаешь, то с середины фильмы уже перестаешь их воспринимать и не понимаешь, в какой момент началась новая часть повествования.

Стивен Нельсон хочет осветить все, но из-за желания вместить огромный пласт истории в полтора часа, выходит это не слишком удачно — все как-то рвано и «по верхам». В фильме есть эпизод, посвященный «crack babies» — детям, рожденным у женщин, которые во время беременности употребляли крэк. Такие младенцы считались другими, «поврежденными», в СМИ их выставляли как отсталых и считали потерянным поколением. Только почти через 30 секунд этой темы один из гостей говорит, что сейчас мы понимаем, что это бред. Но почему это так — зрителю никто не объясняет.


Кадр из документального фильма «Эпидемия крэка»


У фильма нет какого-то определенного тезиса, который раскрывается на протяжении повествования. В нем много несостыковок: создатели рассказывают о расовом неравенстве, одной из причин которого было обозначение крэка "наркотиком чернокожих", хотя ⅔ покупателей были белые. Только среди гостей документалки нет ни одного белого бывшего наркозависимого, и мы несколько раз за фильм слышим про две трети, но эта тема остается нераскрытой. Создатели фильма преподносят крэк как нечто ужасное и разрушающее, но при этом говорят о том, как в СМИ «раздували» проблему потребления. А эпизоды про вину государства и ЦРУ в распространении наркотиков на территории США и про президентские антинаркотические кампании показаны настолько сжато, что приходится потом читать дополнительную информацию, чтобы понять, о чем же говорилось в фильме. Может стоило остановиться не на 8 разных темах в рамке эры крэка, а на 4 — и раскрыть их гораздо подробнее.

У фильма нет и единого настроения: приподнятый настрой сменяется совсем депрессивными эпизодами, но это происходит так часто и нелогично, что не до конца понятно, почему режиссер решил сделать именно так.

В целом «Эпидемия крэка» — это такой пинок пойти самостоятельно изучить тему глубже после просмотра, так что фильм можно назвать хорошим стартом, небольшим экскурсом. Отдельно хочется отметить конец фильма, где бывшие наркозависимые говорят о том, сколько лет они чисты и что изменилось с того момента. Это вселяет надежду, что можно выбраться и с самого дна.

Просмотров: 1 436 | Комментариев: 0
Уважаемые пользователи нашего сайта! Просим вас соблюдать правила хорошего тона, когда оставляете свои комментарии. Бесполезные и содержащие нецензурную лексику сообщения будут удалены. Пользователи, повторно нарушившие правила, - заблокированы.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Лучшие фильмы
Быть в курсе