Рецензия на «Ёлки новые»
Наверное, выход в прокат новой части франшизы «Ёлки» в канун Нового года уже стал точно такой же традицией, что и показ «Иронии судьбы…» Эльдара Рязанова по телевидению. Шестой год подряд ощутить атмосферу праздника в кино предлагается фильмом-сказкой от продюсерской компании Тимура Бекмамбетова, где уже по обыкновению главным звёздным дуэтом являются Иван Ургант и Сергей Светлаков. Но в шестой части к ним присоединяется ещё один известный артист, Дмитрий Нагиев, однако его появление во франшизе удивительным не назовёшь, ведь, как говорил режиссёр нового фильма Жора Крыжовников, в «Ёлках» собраны самые популярные отечественные исполнители. Тем более, Крыжовников уже работал с Нагиевым над своей предыдущей караоке-комедией «Самый лучший день».
Впрочем, такие громкие в России фамилии, как Светлаков, Ургант, Нагиев, не отменяют того факта, что новеллы с участием этих актёров – самые слабые составляющие всей кинокартины. Хочется напомнить, что каждый фильм «Ёлки» состоит из несколько параллельно развивающихся рассказов, происходящих в разных городах страны. Обычно, между собой эти истории каким-то образом связаны, однако в «Ёлках» Крыжовникова связующий элемент весьма формален, если не сказать, что он практически отсутствует. Да и желаемого чуда ощутить при просмотре толком не удаётся, равно как и юмор, который выдался слишком неоднозначным. Однако требовать от картины многого и не стоит, потому что «Ёлки» – это лёгкая сказочная новогодняя комедия, не претендующая ни на какие-либо звания, ни на сравнения с культовой лентой Рязанова.
В фильме «Ёлки новые» Крыжовникова, где ничего кардинально нового, правда, нет, представлено пять независимых историй, сценарий к которым писали разные авторы, а ставили их разные режиссёры. В первой новелле семьи старых друзей Жени и Бори (Ургант и Светлаков) отмечают Новый год в одной квартире, где в итоге случается пожар. Во второй студент и его будущий отчим (Нагиев) отправляются в лесной поход, чтобы срубить небольшую ёлку и одновременно выяснить отношения. В третьей беременная снегурочка с дедом морозом ходят по квартирам и разносят подарки. В четвёртой некая Галя, влюбившаяся во врача местной поликлиники, пытается придумать, как завладеть его вниманием. Наконец, в пятой, самой трогательной и, по идее, объединяющей истории, главный герой – маленький мальчик, который хочет в Новом году найти свою маму, чтобы ему с папой было не так одиноко. Он записывает видео и выкладывает его в сеть. Телеведущая, объявлявшая по новостям о популярности ролика в интернете, очень понравилась мальчику, поэтому он решает в одиночку поехать к ней из Хабаровска в Москву, несмотря на то, что его отец не верит в чудо и в любовь с первого взгляда.
Но чудеса случаются, хотя в новых «Ёлках» они слишком неопределённы. Мальчик, долго добиравшийся до телеведущей, практически уводит её из-под венца: в аэропорту, узнав о присутствии мальчика, она признаётся своему жениху, что не любит его, хотя явных причин расстаться с одним мужчиной и тут же прижаться в объятья другого, отца мальчика, у неё нет. То же самое происходит и с Галей, которая приковывает себя и доктора наручниками на глазах его девушки, и та в обиде сбегает, потому что наручники невозможно открыть. Своей девушке доктор намеревался сделать предложение, да кольцо для неё великовато, зато Гале в самый раз – вот поэтому они магическим образом сближаются. Есть и другие примеры, но суть в них одна – неудачный сценарий, где события не раскрыты целиком, а поступки персонажей не обоснованы. А посыл подан и того хуже, вследствие чего кто-то из зрителей даже может сделать вывод: жертвовать близким человеком ради незнакомого – это нормально. Впрочем, абсурдность иногда сглаживает второсортный юмор и некоторые назидательные моменты в кинопроизведении Крыжовникова. Скажем, сюжетная линия с Женей и Борей, хоть и не вызывает былого смеха, зато отчётливо преподносит идею дружбы.
И всё-таки от картины остаются очень смешанные впечатления: с одной стороны, где-то можно смеяться и сопереживать героям, а где-то усомниться в правильности их действий и убедиться в нелепости сценария. Как не раз говорили создатели комедии, «Ёлки» сравнимы с салатом Оливье – нарезкой множества различных ингредиентов, который обязательно оказывается незаменимым блюдом на праздничном столе. Такое сопоставление встречает, как минимум, два опровержения относительно оценивания фильма: то, что Оливье многие люди на дух не переносят, и то, что вместо бесконечной нарезки чего-то непонятного, хочется увидеть качественный, конкретный, цельный продукт. Однако, если честно, на Новый год нужен фильм, который приятно посмотреть всей семьёй, который сближает пришедших на сеанс зрителей. «Ёлки новые» к таким фильмам отношение имеет как никогда опосредованное.