Просто кровь: рецензия на сериал Данилы Козловского «Карамора»

31-01-2022 18:16 | Kilyakov.Ivan | Рубрика: Рецензии
Кадр из сериала «Карамора»
Кадр из сериала «Карамора»

20 января на дружественной к вампирам платформе Start состоялась премьера сериала Данилы Козловского «Карамора», запутанной истории о борьбе анархистов-революционеров с кровавым режимом упырей в Российской Империи начала XX века. О том, как Данила Козловский сам снял сериал, сам сыграл в нём и сам же спас Россию – читайте в нашей рецензии.

Текст: Иван Киляков

Данила Козловский нравится девушкам. Данила Козловский – харизматичный лидер. Рабочая сторона у Данилы – правая, а уровень владения английским – вполне себе fluent. Это вы узнаете уже к концу первой серии. К концу второй вы будете знать о Даниле практически всё, и уж точно больше, чем хотели. Данила станет вам как родственник, да так, что других не надо. Так что забудьте мать. Забудьте отца и забудьте сына. Вот Святого Духа не забывайте – присутствие духа вам при просмотре пригодится.

Сюжет в сериале имеет, в общем, достаточно функциональное значение: кто-то куда-то бежит, умные анархисты заседают в Амстердаме, элитные анархисты (что?) снимают порно, вампиры ищут маньяков, а Карамора, молодой лидер революционной ячейки, ищет вампиров. Всё это нужно преимущественно для двух вещей: чтобы Данила Козловский мог с придыханием говорить о спасении России и чтобы Филипп Янковский (прекрасный) мог высмеивать стереотипы о вампирах. Из требующейся экспозиции важно только то, что перед нами Россия накануне Первой мировой, а часть высшего общества Империи – дворяне, сам Император и специальное отделение полиции – на самом деле упыри. Карамора, случайно выживший после нападения на его отряд готического ловеласа Руневского (Янковский), узнает всю правду о мироустройстве и решает спасти Россию от кровопийц.

«Карамора» – анекдот, рассказанный по-церковному нараспев, напоминающий этим последние фильмы Никиты Михалкова (который, как и Козловский, предпочитает делать всё сам, а особенно – спасать Россию). Это «Книга Иова», прочитанная с похмелья, когда сразу становится понятно, что Левиафан – это, конечно, белочка: Бог не рассказывает страшилки. Их рассказывает Томас Гоббс, но его «Левиафан» – белочка тоже: настоящий общественный договор не у людей с людьми, а у людей с вампирами, остальное – ересь, остальное не стоит внимания. Высшая власть в стране, а как становится понятно впоследствии – и во всей Европе, принадлежит кровопийцам, и это не то чтобы шокирует. Страной не школьники управляют, а Путин еще не родился – власть не любит вакуум, поэтому ничего удивительного в правлении нечисти, в общем-то, нет, но и зачем эту нечисть свергать тоже не очень понятно. Что вампиры такого сделали? Ну, управляют государством, ну, людей убивают – но кто их, в сущности, не убивает? Враг анархистов – государство, а вот война Караморы против вампиров – то ли месть за смерть любимой (хотя не Руневский ее убил, а революционеры), то ли, что еще хуже, попросту ксенофобия. Но искать причины – странное занятие, за вопросом «зачем убивать?» неизбежно возникает вопрос «бывает ли правильная причина?», а на вопросы к сюжету «Караморы» ответов не возникает – да и вопросов возникать не должно.

Кадр из сериала «Карамора»
Кадр из сериала «Карамора»

Главное чувство от сериала – растерянность. Это, прежде всего, растерянность зрителя, который не совсем понимает, что же он смотрит: лихое городское фэнтези, в котором в качестве бонуса предлагают сто и один способ нецелевого использования пожарного конуса (к слову, удачные сцены), или исторический фарс в духе «King's Man: Начало» с Кобой, анархистами и Распутиным (Александр Ильин-младший с бородой – лучшее явление в российском кино в последние годы), или же супергеройскую историю, ориджин в духе «Первого мстителя». Кто-то даже писал, что «Карамора» – наш Marvel, но это, конечно, преувеличение. Тогда и «Папины дочки» – наш «Во все тяжкие». И там, и там – тяжко, притом тяжко всем. И там, и там – отчаявшийся человек с кризисом среднего возраста. В «Дочках» наркотиков, правда, нет, но это, наверное, цензура – всё равно состояние Маши на протяжении всех шести смотрибельных сезонов без них не объяснить.

Растерянность зрителя при попытках вникнуть в мотивы героев и их переживания совсем не уменьшается, наоборот – персонажи словно и сами не понимают, где они и кто они. Экс-революционер и действующий алкоголик в исполнении Артура Вахи, чьим глубоким голосом можно нести любой бред – и он будет похож на постановление Верховного Суда РФ – полторы серии мается с Козловским, просто чтобы потом уйти. Соратница будущего товарища Сталина Пация (Нино Нинидзе) находит Карамору, ненавидит его, соглашается поехать с ним в Грузию и потом соблазняет – всё это, чтобы в результате бегать за ним с револьвером. Бегать за Козловским или от него – это, в общем-то, и есть центральная задача всех героев сериала, кроме, конечно, вампира Янковского с отдельной сюжетной линией. У упырей всё несколько более осмысленно: у героя Янковского своя травма и попытки с ней жить, у его «отца», обратившего его князя Свечникова (Андрей Смоляков – выразительный актер с лицом сотрудника тайной службы), свои комплексы и тревоги, а у их новой подопечной Алины (воскрешенной любви Караморы) – опять же свой экзистенциальный кризис. Её линия, вероятно, самая удачная в сериале, посвящена невозможности жить дальше, но и невозможности от этой жизни отказаться.

Кадр из сериала «Карамора»
Кадр из сериала «Карамора»

Общая для героев непоследовательность, конечно, настораживает – в этом начинают видеться не просто сценарные недоработки, но какое-то всеобщее предчувствие беды, тревога перед большой бурей. Персонажи бегают, спасают мир, спасают себя, но от этого всего веет сковывающей от отчаяния безнадежностью: один из ключевых героев смертельно болен чахоткой, и отделаться от мысли, что не только ему остался год, но и миру осталось немного, в общем, непросто. Учитывая сеттинг в России перед Первой мировой, даже начинает казаться, что совершенно разные кинематографисты (Козловский, Мэттью Вон в «King's Man: Начало») порознь пишут «Волшебную гору» – роман о предсмертной агонии старой Европы. Те, кто мог бы снять такое в одиночку, сейчас или замолчали, или убежали в семидесятые (где бегать еще можно было не за чем-то и не от государства, а просто так). Коронавирус заменяет туберкулёз, а санаторием, потерянным во времени и пространстве, стал весь мир – уже даже в фильме «Человек-паук: Нет пути домой» предлагают всех лечить. Вылечат, наверное, действительно всех. Для чего, правда? Страшно подумать, какой апокалипсис предрекает нам коронавирус: или все-таки будет война, или Козловский сменит Михалкова (с которым у него всё больше сходств) на посту ведущего передачи «Бесогон». Остается надеяться на первое – второго не переживём.

И всё же «Карамора» – вопреки разумным, в общем-то, сомнениям, сериал неплохой. Но и не хороший – он в этом смысле как игра Тоттенхэма из расхожей цитаты: не ужасно, но и до вершин далековато. Титульный герой в третьей серии обещает разжечь из искры пламя революции, но сам сериал «Карамора» пылает так тускло, что искры, очевидно, не хватило даже на приличный косячок создателям. Не доставляет особой радости даже умеренно лихая форма с обилием локаций, неоднозначными героями и периодически смешными шутками – прежде всего потому, что выглядит это всё как троянский конь, в которого забыли спрятаться греки.
Просмотров: 759 | Комментариев: 0
Уважаемые пользователи нашего сайта! Просим вас соблюдать правила хорошего тона, когда оставляете свои комментарии. Бесполезные и содержащие нецензурную лексику сообщения будут удалены. Пользователи, повторно нарушившие правила, - заблокированы.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Лучшие фильмы
Быть в курсе