«Первая любовь» Такаси Миике

08-12-2019 22:56 | Arsenij.Aksyonov | Рубрика: Рецензии



В кино с 27 ноября

Текст: Аксенов Арсений

Неделю назад в рамках фестиваля японского кино, который проводило CoolConnections, показали фильм «Первая любовь» Такаси Миике, а на прошлой неделе он вышел в российский прокат. Это уже 96-й фильм Миике, и это при том, что его карьера началась в 1991 году (3,4 фильма в год!). Во многом это связано с механизмом кинопроизводства в Японии, который сильно отличается от голливудского и европейского. Европейские продюсеры тратят столько же времени на поиски финансирования, сколько Миике тратит на съемку 6 фильмов. При этом, нельзя сказать, что Миике «штампует» свои работы – это видно хотя бы по новому его фильму, одному из самых ярких и безумных за всю карьеру режиссёра.

Безумие – основной элемент фильмов Миике. Он использует устоявшиеся кинематографические практики по максимуму – от жанров до штампов, мешая их между собой и получая этот самый эффект безумия от тех приемов, которые по отдельности могут легко вогнать в скуку. Диапазон жанров разнится от вестерна и самурайских фильмов до мюзиклов и комедий, и едва ли можно найти в фильмографии режиссера хоть одну картину, которая будет легко подпадать под конкретный жанр.

Любовь к разнообразному закономерно порождает пиетет к классическим авторам, действующим не только в рамках жанра. Например, фильм «Сукияки Вестерн Джанго» – это ремейк одновременно классического спагетти-вестерна «Джанго» и фильма Акиры Куросавы «Телохранитель» (который, в свою очередь, был основой для спагетти-вестерна «За пригоршню долларов» Серджо Леоне), который также использует для своей сюжетной основы «Генриха VI» Шекспира. Совершенно другой кажется самая известная работа Миике, ставшая уже современной классикой – «Кинопроба», которая где-то в своей середине превращается из романтической истории в жестокий боди-хоррор. Нельзя назвать это просто эклектикой и поставить в один ряд с другими постмодернистами. Миике совмещает различные элементы так, что это превращается в «упорядоченный хаос», за которым, как минимум, просто весело наблюдать.

«Первая любовь» идеально встраивается в ряд остальных фильмов Миике. Здесь есть два протагониста (впоследствии кажется, что режиссёр вводит вместо них еще одного, чьи действия и запускают основные события): боксер, который узнает, что у него опухоль головного мозга, и наркоманка-проститутка, которая отдает мафии долги своего исчезнувшего отца. Им суждено пересечься, и это становится понятно, когда их появление перед зрителем следует одно за другим.

Обстоятельства, при которых они встретятся, были созданы членом японской мафии и продажным полицейским, которые решили украсть пакет метамфетамина и подстроить все так, что это сделали «шестерка» и его девушка, которые уже должны были быть убиты.

Однако, в лучших традициях криминальных комедий, стоит вспомнить хотя бы банальных Тарантино и Ричи, все идет не так. И вот это «не так» – неостановимое сумасшествие, колея абсурдных событий, праздник насилия и сборник золотых штампов гангстерских фильмов. На одну минуту хронометража могут прийтись по два клиффхэнгера. Фильм очень плотно забит поворотными моментами в сюжете, и от осознания, насколько все происходящее абсурдно, сложно остановить смех. Коллекция штампов от Миике, которые, вероятно, вполне органично смотрелись в оригиналах, в комбинации друг с другом образуют взрывную смесь.

При всей несерьезности и абсурдности происходящего, Миике удается довести до конца обе предельно серьезные арки (которые тоже обусловлены своего рода поджанрами – спортивная драма и драма о наркотической зависимости), по ходу фильма о которых начинаешь забывать. На секунду даже проскакивает мысль о том, что протагонисты и абсурдистский экшн вовсе не пересекутся. Но ближе к кульминации все оставшиеся в живых персонажи собраны в одном закрытом пространстве: на парковке и в магазинах торгового центра, и экшн с отрубленными головами доходит до какого-то зашкаливающего уровня.

А заканчивается он полным восторгом – анимированным комиксом, единственным возможным способом реализовать показанное на экране. Весь фильм до этого Такаси Миике пользовался кинематографической условностью как хотел: сцены диалогов во время экшн-сцены длились столько, сколько ему было нужно, и в любой момент драка могла прерваться на какое-то время. При чем, диалог в реальном времени длился 2-3 минуты, а в пространстве фильма это занимало несколько секунд.

Миике этим фильмом как бы исчерпывает кинематографические практики, необходимые для боевика, и при переходе к анимации кино просто не выдерживает того, что творится на экране. В очередной раз удачно используя жанры и клише, Миике выдает одну из самых интересных картин этого года.

Просмотров: 804 | Комментариев: 0
Уважаемые пользователи нашего сайта! Просим вас соблюдать правила хорошего тона, когда оставляете свои комментарии. Бесполезные и содержащие нецензурную лексику сообщения будут удалены. Пользователи, повторно нарушившие правила, - заблокированы.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Лучшие фильмы
Быть в курсе