«Доктор сон», или как я перестал бояться

08-11-2019 23:30 | Polina.Nasledskova | Рубрика: Рецензии
«Доктор сон», или как я перестал бояться

В кино с 7-го ноября

Текст: Полина Наследскова

Накануне 40-летия «Сияния» Кубрика в прокат выходит его сюжетное продолжение – «Доктор сон». Однако годы выхода – не единственное, в чём эти фильмы друг от друга далеки.

После событий в отеле Оверлук, показанных в «Сиянии», Дэнни и его мама переезжают в солнечную Флориду, где не бывает снега, чтобы навсегда забыть о произошедшем. Но забыть не получается: Дэнни преследуют обитатели отеля, ужасно его пугая. Это продолжается до тех пор, пока его воображаемый наставник не научает Дэнни трюку: нужно создать мысленную шкатулку и запереть в ней призрака. Мальчик вырастает и, пользуясь методом наставника, расправляется со всеми преследующими его демонами, но остаётся ещё один, внутренний, который ему предстоит победить – алкоголизм. Когда Дэнни справляется и с этим, он оказывается вовлечён в борьбу с демонами извне.

Параллельно с историей Дэнни зрителям показывают, как по Америке колесит группировка «пустых демонов» – вампиров, которые питаются болью, страхом и человеческими душами. В особенности им интересны дети, которые «сияют» – имеют особые силы, называемые «потоком». Этих детей они мучают, потому что страдания «очищают поток», а потом убивают. Руководит процессом Роуз, их лидер, похожая на фем-версию безумного шляпника. Девочка Абра, тоже обладающая сиянием, оказывается равной демонам по силам – и находит Дэна, чтобы он помог ей их одолеть.

Весь фильм – охота ведьм друг на друга. Ведьмы – это и дети со способностями, и демоны, которые их едят. Тем самым, демоны охотятся на детей, а Абра с Дэнни охотятся за демонами. Очищающий огонь, охвативший отель Оверлук в конце фильма – как огонь Святой инквизиции.

Роуз и Абра схожи не только тем, что охотятся друг на друга, у них много общих черт, о чём прямым текстом говорит Роуз: «Единственная разница между тобой и мной – это время». Это заявление довольно перспективно: Абра действительно периодически выдаёт что-то странное, в одной из сцен она сидит над умирающим вампиром, наблюдая за его агонией, и говорит: «Надеюсь, тебе больно». Так что потенциально Абра действительно может начать мучить других ради каких-то целей, как это делает Роуз. Но эта тема не была раскрыта в фильме, что настораживает, потому что это та зацепка, на которой можно построить ещё один сиквел.

Название фильма – это прозвище Дэнни. Так его называют больные из хосписа, где он работает, потому что он помогает им спокойно принимать смерть. «Ты просто уснёшь,» – говорит Дэнни, и человек перестаёт бояться. Но на этом смысловая нагрузка названия заканчивается – в фильме нет ничего от снов. Единственное, что можно отметить – это приколы с гравитацией, когда всё вдруг переворачивается, стена становится полом, камера снимает всё под разными углами. Но это что-то от снов из «Начала» Нолана – а ведь его ругали именно за отсутствие сюрреалистичности, присущей снам.

В фильме все учатся не бояться: Дэнни, который научился запирать преследующих его призраков в гробах-шкатулках; Абра, которая в принципе и так почти ничего не боится а значит, будет бояться ещё меньше; умирающие, которым помогает Дэнни (и не только, Роуз тоже успокаивает перед смертью одного из своих). Но фильм идёт ещё дальше – помещает «Сияние» Кубрика в такой контекст, что сцены оттуда перестают быть пугающими.

В фильме много не просто отсылок к работе Кубрика – картина прямо цитирует «Сияние» 1980 года. Кровь, льющаяся из лифта, жуткие близняшки, полуразложившаяся женщина в ванной и многое-многое другое. Действительно пугает то, что всё это перестало быть страшным: Роуз при виде потоков крови слегка усмехается и проходит дальше, близняшки становятся эпизодическими персонажами, которые не несут на себе абсолютно никакой нагрузки, а труп из ванной показан на протяжении фильма столько раз, что эффект неожиданности совершенно пропадает. Доходит даже до комического: когда в конце Абра заходила в ванную, чтобы расправиться с этим призраком, в зрительном зале слышались смешки.

Всё можно было бы оправдать борьбой со страхом (а нужно ли с ним бороться?), если бы это не выглядело как насмешка над Кубриком: «Ты думал, что можешь кого-то напугать? А получай, это всё вообще не страшно». Всё, что у Кубрика было объёмным и держало зрителя в постоянном напряжении, тут стало плоским. Цитаты ради цитат.

В целом, психологический триллер превратился в мистический ужастик, в котором не осталось ничего действительно пугающего. Почти весь фильм на фоне звучит стук сердца, которое даже в самые напряжённые для персонажей моменты бьётся очень ровно. Ты думаешь:«Чьё же это сердце?». А потом понимаешь, что это сердце зрителя – с ровным ритмом, спокойное, ничем не взволнованное. Равнодушное.

Просмотров: 1 257 | Комментариев: 0
Уважаемые пользователи нашего сайта! Просим вас соблюдать правила хорошего тона, когда оставляете свои комментарии. Бесполезные и содержащие нецензурную лексику сообщения будут удалены. Пользователи, повторно нарушившие правила, - заблокированы.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Лучшие фильмы
Быть в курсе